Формирование предпринимательских компетенций у молодого поколения современного российского общества – один из наиболее важных вопросов развития нашего образования и экономики. Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к устойчивому улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему.
Актуальность проблемы обусловлена противоречиями
К сожалению, многие современные выпускники массовой школы, не обладают достаточной самостоятельностью и осознанностью своего профессионального самоопределения, не полностью владеют знаниями и умениями наиболее эффективного определения своего дальнейшего трудового пути, не могут четко поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения, много обучаясь и работая для этого, с трудом оценивают альтернативу труда «на организацию» и труда «на себя», имеют слабые представления о том, что страна остро нуждается в молодежи, обладающей предпринимательскими компетенциями, предпринимательским мышлением, деловой активностью, для того чтобы развить и поддержать российский малый и средний бизнес, который поможет сделать экономически здоровым наше ближайшее будущее, организующее производство в самой стране, ориентированное на собственный народ, создание новых рабочих мест; прибыли, налоги с которой будут направлены на социальную сферу, образование, здравоохранение и т.д.
Поэтому вопрос подготовки предпринимательски грамотного и активного молодого поколения – это на просто актуальный вопрос нашей жизни и нашего образования, это стратегического вопрос развития государства, отвечающий задачам, установленным Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
На необходимость формирования предпринимательских компетенций и деловых качеств у молодого поколения указывает и Федеральная целевая программа развития российского образования до 2015 года, направляя действия педагогов на комплексный характер достижения целей и задач, единые подходы к решению имеющихся проблем образования в деле ответственной подготовки и восполнения молодого интеллектуального и кадрового потенциала страны, умеющего заботится о достойном экономическом состоянии населения и государства.
В Центре образовательного и научного консалтинга (ЦОиНК) проблема формирования предпринимательских компетенций у школьников активно изучается, ЦОиНК участвует в конференциях, семинарах, встречах по данной тематике.
ЦОиНК приглашает к сотрудничеству образовательные учреждения, научные и общественные организации, предприятия и всех заинтересованных лиц.
Мы рады поделится нашими разработками:
Модель общих компетенций молодого предпринимателя
Предпринимательские компетенции, которые формируются при прохождении учебных предметов
Предмет |
Компетенции, знания и умения, которые помогут стать будущему предпринимателю, деловому человеку успешнее |
русский язык, литература |
знание правил грамотной устной и письменной речи, умение ясно и убедительно говорить, представлять свои планы, четко давать задания, применять литературные примеры для придания эмоциональности свей речи, умение вести деловую переписку |
математика |
логическое мышление, умение делать расчеты, составлять графики, диаграммы, схемы, читать и анализировать статистические данные, умение составлять алгоритмы, количественно определять величины |
информатика |
умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, интернетом для поиска и преобразования информации, составления таблиц, графиков, схем, умение вести деловые контакты через интернет, ведение деловой переписки через электронную почту, умение определить порядок действий |
история |
понимание исторических процессов и стадий развития общества, знание успешных примеров предпринимательской деятельности, роли государства и частного сектора в развитии экономики, умение побуждать людей к энергичной деятельности, используя примеры из истории |
обществознание |
знание сфер деятельности человека, значения и структуры экономической сферы деятельности в жизни государства и в жизни отдельного человека, общие представления об экон. процессах, роли человека в различных процессах, понятие об имидже, этикете, поведение в определенных ситуациях, умение отвечать за сказанное, понимание наличия моральной и социальной ответственности за действия, умение определять критерии результативности, признание важности конкуренции, овладение искусством переговоров, умение понимать суть проблемы, умение давать оценку действиям |
география |
пространственное представление о жизни и законах размещения природы, ресурсов, хозяйства, особенностях экономики отдельных регионов, стран, мира в целом, понятие о ведущих отраслях хозяйства, осознание социально-экономических потребностей |
физика |
понятия о перспективных исследованиях в области физики и технологий, используемых в передовых отраслях экономики |
химия |
знания основных особенностей химии как отрасли производства и отрасли «авангардной тройки» в целях организации бизнеса |
биология |
понятия о современных технологиях производства растений и животных, продуктов питания |
иностранный язык |
коммуникабельность, умение налаживать деловые контакты, умение использовать опыт других в своей деятельности |
ИЗО |
умение понимать значение произведений искусства для организации бизнеса |
- Гладилина И.П., Гришакина О.П., Трусова Л.А..Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. - М.: ООО «Коллаж», 2011. – 120с.
- Трусова Л.А.Методические материалы для организации занятий по формированию у школьников предпринимательских компетенций. - М.: ООО «Коллаж»,2011. – 136с.
Части, номера уроков |
Темы, на которых можно усилить акценты для формирования качеств, необходимых будущему деловому человеку, предпринимателю |
На что сделать акцент при изучении (для формирования предпринимательских компетенций) |
Часть I Тема |
Нумерация Числа от 1 до 10 |
Понятие о числах и порядке |
Тема |
Сложение и вычитание |
Умение проводить простейшие вычисления. Умение решать задания на смекалку |
Тема |
Нумерация. Числа от 1 до 20. |
Понятие о числах и порядке, составных частях числа. Умение объяснить выполняемые действия |
Тема |
Сложение и вычитание |
Умение проводить простейшие вычисления. Умение решать задания на смекалку |
Страницы |
Примеры произведений, которые можно использовать |
На что сделать акцент при изучении (для формирования предприн. компетенций) |
85 |
Покупки |
Понятие о товарах и покупках |
87,92, 113 |
Повар. Кто кем станет? Кто кем работает? |
Знакомство с профессиями |
110 |
Умелые руки |
Понятие о значении труда |
131 |
Для тех кто умеет читать |
Понятие о значении обучения |
192 |
Два товарища |
Понятие о взаимовыручке |
201 |
Л. Толстой. Правда всего дороже |
Понятие о честности и правде |
Страницы |
Примеры произведений, которые можно использовать |
На что сделать акцент при изучении (для формирования предприн. компетенций) |
Часть I 6-7 |
Большие и маленькие. Уменьшение и увеличение |
Умение понимать разницу в числах, понимать, что больше и меньше |
11 |
Группы предметов |
Умение различать продукты труда |
13-15 |
Сравнение групп предметов |
Умение сравнивать |
17 |
Сложение |
Умение складывать |
19 |
Вычитание |
Умение вычитать |
Часть II 7-11 |
Выражения |
Умение выполнять арифметические действия |
21 |
Таблица сложения |
Умение понимать состав чисел |
45-51 |
Задача |
Начало обучения умению решать задачи со смыслом |
Часть III 21-33 |
Уравнения |
Понимание смысла уравнений |
47 |
Счет десятками |
Знакомство с новым видом чисел |
Русский язык. 1 класс. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.-М.: Баласс. 2004
Номер урока |
Примеры произведений, которые можно использовать |
На что сделать акцент при изучении (для формирования предприн. компетенций) |
17 |
Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по –разному – с большой и маленькой буквы |
Показ важности значения быть аккуратным и грамотным |
33 |
Повторяем правила оформления предложений на письме |
Показ важности знаний правил письма |
Литературное чтение: 2 класс:
Части, номера уроков |
Темы, на которых можно усилить акценты для формирования качеств, необходимых будущему деловому человеку, предпринимателю |
На что сделать акцент при изучении (для формирования предприн. компетенций) |
Часть 1 С. 51 |
И.Крылов Лебедь, рак и щука
|
Как важно понимать необходимость совместных действий и общей работы |
С.55 |
М. Зощенко Самое главное
|
Понятие смелости, знания, связь силы и ума Как важно понимать, что необходимо знания, не всякая сила сильнее ума |
С. 69 |
Л. Пантелеев Две лягушки
|
Понятия труда и упорства Как важно понимать, чтобы чего-то добиться, нужно много трудиться |
Часть 2. С. 25 |
Л. Толстого Зимовье зверей |
Представление о совместной деятельности, важность принятия общего решения |
С. 51 |
Братья Гримм Сказка про трех поросят
|
Представление о надежности и хорошо сделанном деле. Как важно понимать, что не нужно быть беспечным |
С.72 |
Е. Пермяк Случай с кошельком
|
Понятие честности. Как важно понимать, что честность – естественное качество для человека |
С. 145 |
А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке
|
Понятие о реальных возможностях. |
Части, номера уроков |
Темы, на которых можно усилить акценты для формирования качеств, необходимых будущему деловому человеку, предпринимателю |
Компетенции, знания, навыки, умения |
§1 |
Что такое общество? |
Понятие общества, сфер жизни общества. Умение определить к какой сфере относится та или иная деятельность |
§4 |
Современное общество |
Представление о требованиях к современному работнику, образованию навыкам. |
§ 5 |
Человечество как сумма поколений |
Понятие о поколениях, материальной и нематериальной культуре |
§ 6 |
Человечество, общество, природа |
Представление об экологическом производстве |
§7 |
Что такое экономика? |
Представление об экономике и производстве, потребностях и ресурсах. Умение понимать, что необходимо для организации производства |
§ 8 |
Рынок |
Представление о торговле, деньгах, банках. Умение понимать как торговля связана с производством, для чего деньги служат людям |
§ 9 |
Что такое предпринимательство и бизнес |
Представление о предприни-мательстве. Умение понимать, что такое успешный бизнес |
§ 10 |
Домашнее хозяйство |
Представление о домашнем хозяйстве. Умение разделить доходы и расходы семьи. Представление о сбережениях. |
§ 11 |
Экономическая деятельность подростков |
Понятие молодежи. Представление о молодых предпринимателях. |
§12 |
Труд с точки зрения закона |
Понятие о работнике и работодателе, трудовом договоре и заработной плате. |
§ 13 |
Социальная структура общества |
Представление о группах общества, умение понимать причины возникновения социального неравенства. Умение понимать от чего зависит положение человека в обществе |
§ 15 |
Правила и нормы поведения в обществе |
Понятие норм и правил поведения, обычаев и традиций, этикета. Умение объяснить правила поведения. Знакомство с нравами и традициями делового общения разных стран. |
§ 17 |
Право на службе человека |
Понятие ответственности, договора. |
§ 23 |
Идеал и ценности |
Понятие ценностей. Умение определять приоритеты |