Информация о центре  

   

Контакты  

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   Тел. 8-929-662-81-74,

8-496-727-66-37(с 9.00 до 18.00)

   
   

Методическая копилка  

   

Мы в контакте  

   

Материалы конференций  

   

Развитие музыкальных способностей детей, посредством игры на русских народных инструментах.

Автор: Петухова Татьяна Алексеевна, музыкальный руководитель, 
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка», 
поселок Таёжный Советского р-на, Тюменская область
 
ПРОГРАММА «ЛОЖКАРИ»
«Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах»
СКАЧАТЬ
Презентация "ПРОГРАММА «ЛОЖКАРИ»" СКАЧАТЬ
 
Одна из самых актуальных и «больших» проблем стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.
Я думаю, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах. В 2007 году я разработала систему работы по обучению детей игре на русских народных инструментах. Но так как в большинстве своем дети выбирали ложки, я организовала в детском саду ансамбль «Ложкари». В процессе работы я поняла, что не могу ограничиваться только игрой на народных музыкальных инструментах. Творческий процесс требовал расширения знания детей о народной музыкальной культуре, национальном фольклоре и т.д. В 2008 году я разработала программу «Развитие музыкальных способностей, посредством игры на русских народных инструментах».
Разрабатывая программу, опиралась на опыт авторов, работающих над этой проблемой. Таких, как Рытов Д.А., немецкий композитор и педагог Карл Орф, Рыбакова Э.Л. 
Обучение игре на ложках и народных музыкальных инструментах начинаю со средней группы (подготовительный этап). Знакомство с музыкальным материалом и народными музыкальными инструментами провожу на музыкальных занятиях, а затем закрепляю во время индивидуальной работы. К концу года дети сопровождают игрой на ложках и народных инструментах несложные песни, например: «Скок-скок поскок», «Матрешки», «Тень-тень, потетень», «Жили у бабуси». В старшем возрасте, в соответствии с критериями результатов обучения и по желанию детей, формирую две группы ансамбля: младшая группа ансамбля (дети 5-7 лет). На этом этапе столкнулись с первыми трудностями: ложки не «держались» в руках, падали. Использовала пословицу: «Учение и труд - все перетрут». Старшая группа ансамбля (дети 6-7 лет). Именно на этом этапе происходит дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение материала за счет введения новых приемов, сольных партий, интересных аранжировок, творческих разработок. В течение года возможен перевод из младшей группы ансамбля в старшую группу. 
Работа с ансамблем проводится организовано и последовательно, применяя разнообразные методы, приемы и формы работы. 
Поддерживая интерес детей и желание заниматься в ансамбле, стараюсь не останавливаться на достигнутом. Вношу экспериментальные и «бытовые» (ухват, стиральная доска, чугунок…) музыкальные инструменты. Использую новые инновационные технологии: концепцию немецкого педагога и музыканта К. Орфа, «Обучение элементарному музицированию, опираясь на национальный фольклор». Мне импонирует убеждение К.Орфа в том, что для детей нужна особая музыка. Музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Чередовать речь и пение детей так же естественно, как и просто играть.
Именно таким образом я  строю работу с ансамблем. Проговаривая и пропевая мелодии песен, песенок, попевок: мы топаем, хлопаем, шлепаем и щелкаем. Отрабатывая музыкальные произведения на русских народных инструментах, соединяем его движениями. Разучивая русские народные песни, обыгрываем содержание не только движениями характерными тексту, но и «придумываем» новые. Дети предлагают свои интересные варианты. Такие приемы разнообразят нашу деятельность, раскрепощают детей, дают предпосылки для творческого самовыражения детей. 
Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, ансамблевое исполнительство на народных и экспериментальных инструментах, создание детьми композиций, танцевальных миниатюр для народных инструментов, изготовление экспериментальных инструментов – все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обуславливают его результативность. 
Проведенный мониторинг за 3 года показал, что дети полностью реализуют свои возможности. К концу года обе подгруппы ансамбля показывают высокий уровень обучения, знаний, умений и навыков. Ритмичность игры, темп, эмоциональная окраска достигают 100% результата.
К концу обучения дети умеют:
•играть в ансамбле, соблюдая ритм;
•владеют техникой игры на ложках и других народных инструментах;
•поют и двигаются, соблюдая колорит и удаль русской души;
•понимают и чувствуют ответственность за правильное исполнение своейпартии в ансамбле.
•создают творческие музыкальные разработки и композиции.
•По просьбе детей организовали в детском саду сводный ансамбль «Ложкари», из числа сотрудников детского сада и участников ансамбля.
Неоценимую помощь в развитии музыкальных способностей и обучению игре на русских народных инструментах оказывают родители. Результаты анкетирования и проведенный сравнительный анализ показал большую заинтересованность в возрождении традиций, культурного наследия народной музыкальной культуры русского народа. От 90% до 100% родителей считают занятия в ансамбле «Ложкари», частью будущей образованности и создают дома все условия для закрепления знаний, умений и навыков, полученных в детском саду. В помощь родителям организую семинары-практикумы, выступаю на родительских собраниях, оформляю папки – раскладушки и информационные стенды, даю советы и консультации. 
Ансамбль «Ложкари» принимает участие во всех досугах, праздниках, развлечениях, концертах и фестивалях, проводимых в детском саду. Неоднократно участники ансамбля принимали участие в районных конкурсах, где занимали призовые места. Программа была представлена на конкурс, на получение премии Главы Губернатора ХМАО, где получила Грант в номинации: «Лучший педагог года» 2008г.. 
В своей работе не стою на месте. В настоящее время программа дополняется новыми методами и приемами в плане хореографии: дети интересно и разнообразно движутся, выполняя различные приемы игры на ложках. Дополняется и раздел работы с родителями. Они очень активно и тепло поддерживают меня во всех начинаниях: участвуют в театральных постановках с использованием музыкальных инструментов. Играют в сводном ансамбле «Ложкари», делают для детского сада и дома самодельные музыкальные инструменты. Готовят сценические костюмы атрибуты и декорации.
 
При копировании материала обязательна активная сылка на источник http://conseducenter.ru/
   
© 2019 - ЦОиНК