Составитель: Гришакина Ольга Петровна,
учитель географии высшей категории (2016-2017 учебный год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии: 6 класс География. Планета Земля составлена на основе:
УМК «Сферы» - география, с 2003 года входит в Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе», с 2005 года в серию «Академический школьный учебник». УМК рекомендован к использованию Министерством образования и науки РФ.
• Научный руководитель УМК, автор Рабочей программы член-корреспондент РАО, доктор географических наук В.П. Дронов, научный редактор – кандидат географических наук Л.Е. Савельева.
• Автор учебника 5-6 кл. и УМК – доктор педагогических наук¸ кандидат географических наук А.А. Лобжанидзе.
Программа соответствует требованиям ФГОС и структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
География в 6-м классе продолжает начальный курс географии в школе. 5-6 класс – начало изучения большого школьного курса географии. География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания.
Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии в основной школе должно обеспечить:
• формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;
• формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях от локального до глобального);
• понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
• понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
• осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
• приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
• формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.
Содержание курса географии позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.…
Основная цель курса географии в 6-м классе:
Основные задачи курса:
Планируемые результаты обучения:
В 6-м классе закладываются основы географического образования и первые шаги в достижении общих результатов обучения географии в основной школе:
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются (предметные результаты 5-го класса выделены шрифтом, в последующих курсах они расширяются и углубляются):
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (6-й класс)
Введение. Особенности курса географии в 6-м классе. Источники географических знаний. Наблюдение за природой и погодой.
Раздел 5. Гидросфера — водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды
на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Раздел 6. Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Раздел 7. Биосфера Земли.
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы.
Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды. Человек – часть биосферы. Экологические проблемы в биосфере.
Раздел 8. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Природный комплекс. Территориальные комплексы: природные природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Почва. Понятие о почвах и ее свойствах. Охрана почв, мелиорация. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие.
Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) полностью совпадают с описанием и рекомендациями автора учебника и напечатаны в прилагаемой книге: Рабочая программа по географии, 6 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения начального курса географии в 6-м классе ученик должен:
Знать/понимать:
1. Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей.
2. Основные источники географической информации.
3. Состав и строение оболочек Земли.
4. Основные закономерности и особенности гидросферы, атмосферы, биосферы.
5. Особенности природных комплексов, природных зон, географической оболочки в целом.
6. Изменения, происходящие в оболочках Земли под воздействием человека.
7. Что такое всемирное природное и культурное наследие.
8. Основы экологической культуры.
9. Географическую номенклатуру на карте, выделенную в учебнике.
Уметь:
1. Показывать по картам и глобусу географические объекты.
2. Применять простейшие географические приборы.
3. Обозначать и подписывать на контурной карте географические объекты.
4. Давать описания существенных признаков географических объектов и явлений.
5. Находить и анализировать географическую информацию, в том числе из Интернет-ресурсов, обрабатывать данные собственных наблюдений за природой и погодой.
6. Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов в различных оболочках.
7. Описывать объекты различных оболочек по плану и самостоятельно.
8. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
9. Соблюдать правила поведения в природе и правила экологической безопасности.
Календарно-тематическое планирование
Курс географии, 6 класс (на основе ФГОС), УМК «Сферы», ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 2016-2017 учебный год.
№
|
Сроки проведения урока |
Тема урока |
Основное содержание (решаемые проблемы) |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Примечание, д/з |
|
плановые |
фактические |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Первый учебный триместр |
|||||
1 |
1-3.09 |
|
Введение. Особенности курса географии в 6-м классе. Источники географических знаний. Наблюдение за природой и погодой.
https://www.gismeteo.ru/city/daily/11428/ https://www.gismeteo.ru/diary/11428/ Погода-Чехов / интернет-ресурс |
Цели и задачи начального курса географии. Основные термины 5-го класса. Источники географических знаний. Простейшие приборы для наблюдений за погодой и природой |
Повторить источники географических знаний. Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Уметь пользоваться интернет-источниками для наблюдения за погодой. Начать заполнение дневника наблюдений за погодой |
Тетрадь-практикум стр. 20-21, повторить термины и карту |
2 |
5-10.09 |
|
(Повторение терминов и карты 5-го класса, Входной контроль) Раздел 5 Гидросфера – водная оболочка Земли. Гидросфера |
Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека.
|
Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между со ставными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать единство гидросферы. Описывать значение воды для жизни на планете |
§31 |
3 |
12-17.09 |
|
Мировой океан Работа на к/к №1 с.16-17 «Объекты Мирового океана» |
Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года. |
Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана. Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты |
§32 к/к с.16-17 |
4 |
19-24.09 |
|
Движение воды в океане Практическая работа №1 «Описание по картам вод Мирового океана» |
Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод. Практическая работа по описанию вод Мирового океана на основе анализа карт. |
Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения |
§33 тетрадь-практикум стр.22-23 |
5 |
26-30.09 |
|
Реки |
Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. |
Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт |
§34 |
6 |
3-8.10 |
|
Озера и болота Работа №2 к/к, стр. 14-15. Мир. Физическая карта. Гидросфера. |
Озёра, их разнообразие. Сточные и бессточные, пресные и солёные озёра. Водохранилища. Болота. |
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин |
§35 к/к, стр. 14-15. |
Каникулы 10-16/10 |
|
|
|
|
||
7 |
17-22.10 |
|
Подземные воды |
Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод |
Анализировать модели «Подземные воды», «Артезианские воды». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека |
§36 |
8 |
24-29.10 |
|
Ледники и многолетняя мерзлота
|
Ледники и многолетняя мерзлота Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения. |
Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты. Описывать географическое положение областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты |
§37
|
9 |
31.10-5.11 |
|
Человек и гидросфера Практическая работа №2 «Комплексное описание реки» |
Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод. |
Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними |
§38, Тетрадь-практикум стр. 24-27 |
10
|
7-12.11 |
|
Раздел 6 Атмосфера – воздушная оболочка Земли Атмосфера. |
Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы. |
Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Объяснять значение атмосферы для природы Земли. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды» |
§39 |
11 |
14-19.11 |
|
Температура воздуха |
Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. |
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур. Анализировать графики годового хода температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей. Выявлять закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам на основе анализа карт |
§40 |
Каникулы 21-26.11 Второй учебный триместр |
||||||
12 |
28.11-3.12 |
|
Влажность воздуха. Облака |
Влажность воздуха. Облака Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков |
Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность |
§41 |
13 |
5-10.12 |
|
Атмосферные осадки |
Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах. |
Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах
|
§42 |
14 |
12-17.12 |
|
Атмосферное давление и ветер |
Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления. Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель |
Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах. Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра). Определять направление ветров по картам. Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров |
§43 |
15 |
19-24.12 |
|
Погода. Практическая работа №3. «Дневник погоды. Обобщение данных дневника погоды» |
Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды. |
Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды. Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах. Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы (метеоэлементы). Описывать погоды разных сезонов года |
§44 Тетрадь-практикум с. 28-29,20-21 |
16 |
26-31.12 |
|
Климат |
Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы |
Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы |
§45 |
Каникулы 01-8.01.2017 |
|
|
|
|
||
17 |
9-14.01 |
|
Оптические явления в атмосфере. |
Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу. |
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека.
|
§46 |
18 |
16-21.01 |
|
Человек и атмосфера |
Значение атмосферы для природы и человека. Антропогенное воздействие на атмосферу.
|
Уметь привести примеры значения атмосферы для природы и человека Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу» |
§47 |
19 |
23-28.01 |
|
Раздел 7. Биосфера – оболочка Земли Биосфера |
Понятие «биосфера». В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. |
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Обосновывать проведение границ биосферы. Описывать сферу распространения живых организмов. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере |
§48 |
20 |
30.01 – 4.02 |
|
Жизнь в океане и на суше Работа на к/к №3 стр.18-19 «Биосфера – оболочка жизни» |
Факторы воздействия на распространение живых организмов в океанах и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. |
Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей |
§49 к/к стр.18-19 |
21 |
6-11.02 |
|
Значение биосферы.
|
Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека |
Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ. Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Обосновывать конкретными при мерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек |
§50
|
22 |
13-18.02 |
|
Человек – часть биосферы Работа №4 на к/к стр.20-21 «Человек на Земле» |
Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. |
Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас. Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны). Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете. Объяснять роль биосферы в жизни человека |
§51 к/к стр.20-21 |
Каникулы 20-26.02 Третий учебный триместр |
||||||
23 |
27.02-4.03 |
|
Экологические проблемы в биосфере |
Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. |
Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своём крае |
§52 |
24 |
6-11.03 |
|
Раздел 8. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс Географическая оболочка |
Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность. |
Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности. Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке. Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке |
§53 |
25 |
13-18.03 |
|
Природные комплексы Работа №5 на к/к стр. 24-25 «Россия. Физическая карта» |
Природные комплексы Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы. |
Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов |
§54 к/к стр.54-55 |
26 |
20-26.03 |
|
Почва |
Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация.
|
Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства |
§55 |
27 |
27.03-1.04 |
|
Ледяные пустыни и тундры
(урок проводится в форме докладов на «конференции»)
Леса |
Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир.
Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира |
Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира и человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне
|
§56 §57 |
28 |
3-8.04
Каникулы 10-16.04 |
Степи и саванны. Практическая работа №4 «Описание природной зоны по плану» |
Особенности степей и саванн. Растительный и животный мир степей и саванн.
|
Описание природной зоны по плану. |
§58 |
|
29 |
17-22.04 |
|
Засушливые области планеты. (Повторение терминов и карты 6-го класса. Тест. Рубежный контроль)
Работа №6 на к/к стр. 28-29. «Российская Федерация» |
Пустыни и полупустыни. Особенности природных условий. Растительный и животный мир. |
Уметь устно и письменно представить сообщения о природной зоне |
§59 к/к стр.28-29 |
30 |
24-29.04 |
|
Природные комплексы Мирового океана |
Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов |
Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека |
§60 |
31 |
3-6.05 |
|
Всемирное наследие человечества Практическая работа №5 – проект «Создание информационного буклета «Объект Всемирного наследия» |
Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Взаимосвязь природы и культуры в памятниках Всемирного наследия. География объектов Всемирного наследия. |
Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества, определять характер объектов и особенности их размещения по континентам. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Находить информацию об объектах наследия и о ихзначении для человечества |
§61 Тетрадь-практикум стр.30-31 |
32 |
10-13.05 |
|
Защита проектов по объектам Всемирного наследия |
Представление информации по объектам Всемирного наследия |
Демонстрировать умения представления информации в содержательной и интересной форме |
|
33 |
15-20.05 |
|
Природное и культурное наследие
|
Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие. Значение для потомков. |
Уметь оценить значение объектов для будущего природы и человека |
§62 |
34 |
22-25.05 |
|
Повторение. Обобщение. Итоговый урок по курсу географии в 6-м классе |
Повторение терминов и карты |
Уметь грамотно объяснять значение основных терминов. Уметь быстро и правильно показывать объекты на карте |
|
№
|
Сроки проведения |
Название практической работы |
|
плановые |
фактические |
||
1 |
19-24.09 |
|
«Описание по картам вод Мирового океана» с. 22-23 |
2 |
31.10-5.11 |
|
«Комплексное описание реки» с.24-27 |
3 |
19-24.12 |
|
«Дневник погоды. Обобщение данных дневника погоды» с. 20-21, 28-29 |
4 |
3-8.04 |
|
«Описание природной зоны по плану» |
5 |
3-6.05 |
|
проект Создание информационного буклета «Объект Всемирного наследия» с.30-31 |
Материально-техническое обеспечение
Политическая карта мира |
Физическая карта полушарий |
Физическая карта России |
Карта природных зон мира |
Карта океанов |
Карта Московской области |
Климатическая карта мира |
6. Технические средства:
Интерактивная доска StarDoard Hitachi |
Ноутбук Extensa 4220 |
Монитор PrVien |
Мультимедийный проектор |
7. Выход в Интернет
8. Атласы, учебники, контурные карты -30
Согласовано.
Протокол №1 заседания ШМО учителей от 30.08.2016 Руководитель ШМО: …………Гришакина О.П.
Согласовано. Заместитель директора по УР: Дата: 30.08.2016