Рабочая программа по географии, 6 класс (базовый уровень, на основе ФГОС)

Составитель: Гришакина Ольга Петровна,

учитель географии высшей категории (2016-2017 учебный год)

 

 Пояснительная записка

      Рабочая программа по географии: 6 класс География. Планета Земля составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Программы предметной линии и учебно-методического комплекта «Сферы». География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. -176 с.
  • Рабочей программы  по географии, 5 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.
  • Методических материалов сайта издательства: УМК «Сферы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://spheres.ru/geografy/about/ http://spheres.ru/
  • Утвержденной директором гимназии Рабочей образовательной программы по географии (5-9 класс, ФГОС) для реализации в гимназии с 01.09.2015 года (на 5 лет)

УМК «Сферы» - география, с 2003 года входит в Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе», с 2005 года в серию «Академический школьный учебник». УМК рекомендован к использованию Министерством образования и науки РФ.

•  Научный руководитель УМК, автор Рабочей программы член-корреспондент РАО, доктор географических наук В.П. Дронов, научный редактор – кандидат географических наук Л.Е. Савельева.

•    Автор учебника 5-6 кл. и УМК – доктор педагогических наук¸ кандидат географических наук А.А. Лобжанидзе.

Программа соответствует требованиям ФГОС и структуре  программ  по учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

География в 6-м классе продолжает начальный курс географии в школе. 5-6 класс – начало изучения большого школьного курса географии. География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания.

Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Изучение географии в основной школе должно обеспечить:

•    формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;

•    формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях от локального до глобального);

•    понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;

•    понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

•    осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

•    приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;

•    формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

Содержание курса географии позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.…

Основная цель курса географии в 6-м классе:

  • формирование знаний об оболочках Земли и их закономерностях: гидросфере, атмосфере, биосфере, крупных природных комплексах планеты; географической целостности и неоднородности Земли как планеты, об общих географических закономерностях развития природы, влияния ее  на жизнь и деятельность людей.

Основные задачи курса:

  • формирование  системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства; выработка понимания общественной потребности в географических знаниях; формирование экологически безопасного поведения в природе.

Планируемые результаты обучения:

В 6-м классе закладываются основы географического образования и  первые шаги в достижении общих результатов обучения географии в основной школе:

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются (предметные результаты 5-го класса выделены шрифтом, в последующих курсах они расширяются и углубляются):

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (6-й класс)

Введение. Особенности курса географии в 6-м классе. Источники географических знаний. Наблюдение за природой и погодой.

Раздел 5. Гидросфера — водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды

на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Раздел 6.  Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Раздел 7. Биосфера Земли.

 Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов  к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы.

Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды. Человек – часть биосферы. Экологические проблемы в биосфере.

Раздел 8. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Природный комплекс. Территориальные комплексы: природные природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Почва. Понятие о почвах и ее свойствах. Охрана почв, мелиорация. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие.

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) полностью совпадают с описанием и рекомендациями автора учебника и напечатаны в прилагаемой книге: Рабочая  программа  по географии, 6 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.

 Требования к уровню подготовки:

В результате изучения начального курса географии в 6-м классе ученик  должен:

Знать/понимать:

1.         Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей.

2.         Основные источники географической информации.

3.         Состав и строение оболочек Земли.

4.         Основные закономерности и особенности гидросферы, атмосферы, биосферы.

5.         Особенности природных комплексов, природных зон, географической оболочки в целом.

6.         Изменения, происходящие в оболочках Земли под воздействием человека.

7.         Что такое всемирное природное и культурное наследие.

8.         Основы экологической культуры.

9.         Географическую номенклатуру на карте, выделенную в учебнике.

Уметь:

1.         Показывать по картам и глобусу географические объекты.

2.         Применять простейшие географические приборы.

3.         Обозначать и подписывать на контурной карте географические объекты.

4.         Давать описания существенных признаков географических объектов и явлений.

5.         Находить и анализировать географическую информацию, в том числе из Интернет-ресурсов, обрабатывать данные собственных наблюдений за природой и погодой.

6.         Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов в различных оболочках.

7.         Описывать объекты различных оболочек по плану и самостоятельно.

8.         Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

9.         Соблюдать правила поведения в природе и правила экологической безопасности.

 Календарно-тематическое планирование

Курс географии, 6 класс (на основе ФГОС), УМК «Сферы», ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 2016-2017 учебный год.

 

 

Сроки проведения урока

Тема урока

Основное содержание

(решаемые проблемы)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Примечание,

д/з

плановые

фактические

1

2

3

4

5

6

7

 

Первый учебный триместр

1

1-3.09

 

Введение. Особенности курса географии в 6-м классе. Источники географических знаний. Наблюдение за природой и погодой.

 

https://www.gismeteo.ru/city/daily/11428/

https://www.gismeteo.ru/diary/11428/

Погода-Чехов / интернет-ресурс

Цели и задачи начального курса географии.

Основные термины 5-го класса.

Источники географических знаний.

Простейшие приборы для наблюдений за погодой и природой

Повторить источники географических знаний.

Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.

Уметь пользоваться интернет-источниками для наблюдения за погодой.

Начать заполнение дневника наблюдений

за погодой

Тетрадь-практикум стр. 20-21,

повторить термины и карту

2

5-10.09

 

(Повторение терминов и карты 5-го класса, Входной контроль)

Раздел 5

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Гидросфера

Понятие «гидросфера».

 Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот

воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека.

 

Сравнивать соотношения отдельных

частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между со ставными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».

Объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать

единство гидросферы.

Описывать значение воды для жизни на планете

§31

3

12-17.09

 

Мировой океан

Работа на к/к №1 с.16-17 «Объекты Мирового океана»

Океан и его части.

 Моря, заливы и

проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод.

Зависимость температуры и солёности

от географической широты и изменчивость по сезонам года.

Определять и описывать по карте

географическое положение, глубину,

размеры океанов, морей, заливов,

проливов, островов.

Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов,

окраинных и внутренних морей.

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения

температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.

Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты

§32

к/к с.16-17

4

19-24.09

 

Движение воды в океане

Практическая работа №1

«Описание по картам вод Мирового океана»

Ветровые волны, цунами. Океанические течения.

Приливы и отливы. Вертикальные движения вод.

Практическая работа по описанию

вод Мирового океана на основе анализа карт.

Определять по картам крупнейшие

тёплые и холодные течения Мирового океана.

Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных

течений от направления господствующих ветров.

Выполнять практические задания по

картам на определение крупнейших

тёплых и холодных течений Мирового океана.

Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения

§33

тетрадь-практикум стр.22-23

5

26-30.09

 

Реки

Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек.

Определять и показывать по карте

истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы.

Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы.

Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт

§34

6

3-8.10

 

Озера и болота

Работа №2 к/к,

стр. 14-15. 

Мир. Физическая карта. Гидросфера.

Озёра, их разнообразие. Сточные и бессточные, пресные и солёные озёра. Водохранилища. Болота.

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте

крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Составлять и анализировать схему

различия озёр по происхождению

котловин

§35

 к/к,

стр. 14-15. 

Каникулы 10-16/10

 

 

 

 

7

17-22.10

 

Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые

и межпластовые воды.

 Источники. Термальные и минеральные воды. Значение

и охрана подземных вод

Анализировать модели

«Подземные воды», «Артезианские воды».

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека

§36

8

24-29.10

 

Ледники и многолетняя мерзлота

 

Ледники и многолетняя мерзлота

Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения.

Решать познавательные задачи по

выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты.

Описывать географическое положение областей оледенения.

Находить информацию и готовить

сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности

в условиях многолетней мерзлоты

§37

 

9

31.10-5.11

 

Человек и гидросфера

Практическая работа №2

«Комплексное описание реки»

Объёмы потребления пресной воды.

Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры

по сохранению качества вод.

Находить информацию и готовить

сообщение (презентацию) о редких

и исчезающих обитателях Мирового

океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах

борьбы с ними

§38, Тетрадь-практикум стр. 24-27

10

 

7-12.11

 

Раздел 6

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Атмосфера.

Состав воздуха атмосферы. Строение

атмосферы

(тропосфера, стратосфера,

верхние слои атмосферы, ионосфера).

Значение атмосферы.

Составлять и анализировать схему

«Значение атмосферы для Земли».

Объяснять значение атмосферы для

природы Земли.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов.

Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды»

§39

11

14-19.11

 

Температура воздуха

Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности.

Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект.

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды.

Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур.

Анализировать графики годового хода температур.

Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.

Выявлять зависимость температуры

от угла падения солнечных лучей на

основе анализа иллюстраций или

наблюдения действующих моделей.

Выявлять закономерность уменьшения средних температур от экватора

к полюсам на основе анализа карт

§40

Каникулы 21-26.11     Второй учебный триместр

12

28.11-3.12

 

Влажность воздуха. Облака

Влажность воздуха. Облака

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная

и относительная влажность. Туман.

Облака, облачность. Виды облаков

Измерять относительную влажность

воздуха с помощью гигрометра.

Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на

основе имеющихся данных.

Наблюдать за облаками, составлять

их описание по облику, определять

облачность

§41

13

5-10.12

 

Атмосферные осадки

Образование осадков, неравномерность

распределения на Земле. Диаграммы

годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах.

Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.

Решать задачи по расчёту годового

количества осадков на основе имеющихся данных.

Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах

 

§42

14

12-17.12

 

Атмосферное давление и ветер

Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины

изменения давления. Географические

особенности распределения давления.

Ветры: образование, характеристики

(направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной

двигатель

Измерять атмосферное давление

с помощью барометра.

Решать задачи по расчёту величины

давления на разной высоте.

Объяснять причину различий в величине атмосферного давления

в разных широтных поясах Земли.

Определять способы отображения

величины атмосферного давления

на картах.

Определять направление и скорость

ветра с помощью флюгера (анемометра).

Определять направление ветров

по картам. Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды).

Объяснять различия в скорости

и силе ветра, причины изменения

направления ветров

§43

15

19-24.12

 

Погода. Практическая работа №3. «Дневник погоды. Обобщение данных дневника погоды»

Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды.

Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды.

Характеризовать текущую погоду.

Устанавливать взаимосвязи между

элементами погоды на конкретных

примерах.

Овладевать чтением карты погоды,

описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы (метеоэлементы).

Описывать погоды разных сезонов

года

§44

Тетрадь-практикум         с. 28-29,20-21

16

26-31.12

 

Климат

Понятие о климате и его показателях.

Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы

Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.

Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм.

Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество

осадков, направление ветров)

по климатической карте.

Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы

§45

Каникулы 01-8.01.2017

 

 

 

 

17

9-14.01

 

Оптические явления в атмосфере.

Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера

Явления в атмосфере, связанные

с отражением солнечного света

и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия

на атмосферу.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека.

 

§46

18

16-21.01

 

Человек и атмосфера

Значение атмосферы для природы и человека.

Антропогенное воздействие на атмосферу.

 

Уметь привести примеры значения атмосферы для природы и человека

Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу»

§47

19

23-28.01

 

Раздел 7. Биосфера – оболочка Земли

Биосфера

Понятие «биосфера». В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере.

Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах

реликтах. Распространение живых

организмов в биосфере. Соотношение

растений и животных на суше и в Мировом океане.

Сопоставлять границы биосферы

с границами других оболочек Земли.

Обосновывать проведение границ

биосферы.

Описывать сферу распространения

живых организмов.

Объяснять причины неравномерного

распространения живых организмов

в биосфере

§48

20

30.01 – 4.02

 

Жизнь в океане и на суше

Работа на к/к №3 стр.18-19

 «Биосфера – оболочка жизни»

Факторы воздействия на распространение живых организмов в океанах

и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические

закономерности изменения растительного и животного мира суши.

Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор

к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

§49

к/к стр.18-19

21

6-11.02

 

Значение биосферы.

 

Роль отдельных групп организмов

в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие

биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов

на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека

Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль

разных групп организмов в переносе веществ.

Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ.

Обосновывать конкретными при

мерами участие живых организмов

в преобразовании земных оболочек

§50

 

22

13-18.02

 

Человек – часть биосферы

Работа №4 на к/к стр.20-21

«Человек на Земле»

Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас.

Роль биосферы в жизни человека.

Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас.

Анализировать диаграммы с целью

получения данных о расовом составе

населения мира (региона, страны).

Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и

их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением

населения на планете.

Объяснять роль биосферы в жизни

человека

§51

к/к стр.20-21

Каникулы  20-26.02    Третий учебный триместр

23

27.02-4.03

 

Экологические проблемы в биосфере

Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории.

Всемирное природное наследие.

Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды.

Описывать меры, направленные на охрану биосферы.

Высказывать мнения о воздействии

человека на биосферу в своём крае

§52

24

6-11.03

 

Раздел 8. Географическая оболочка –  самый крупный природный комплекс

Географическая оболочка

Понятие «географическая оболочка».

Строение, границы, этапы формирования оболочки.

Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность.

Приводить примеры взаимодействия

внешних оболочек Земли в пределах

географической оболочки и проявлений широтной зональности.

Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи

процессов, протекающих в географической оболочке.

Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке

§53

25

13-18.03

 

Природные комплексы

Работа №5 на к/к стр. 24-25

«Россия. Физическая карта»

Природные комплексы

Компоненты природного комплекса,

их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны

как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы.

Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами

в природном комплексе.

Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики.

Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли

на основе анализа разных источников географической информации.

Находить информацию (в Интернете

и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов

§54

к/к стр.54-55

26

20-26.03

 

Почва

Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв,

мелиорация.

 

Выявлять причины разной степени

плодородия используемых человеком почв.

Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма.

Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами

почв и природными зонами.

Наблюдать образцы почв своей

местности, выявлять их свойства

§55

27

27.03-1.04

 

Ледяные пустыни и тундры

 

 

 

 

 

(урок проводится в форме докладов на «конференции»)

 

 

 

 

 

 

Леса

Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир.

 

 

 

 

 

 

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и

влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного

мира

Определять по картам географическое положение природных зон,

показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик.

Устанавливать соответствие между природной зоной и основными

представителями её растительного

и животного мира.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения

об адаптации органического мира

и человека к условиям природной

зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне

 

§56

§57

28

3-8.04

 

 

Каникулы 10-16.04

Степи и саванны.

Практическая работа №4

«Описание природной зоны                    по плану»

Особенности степей и саванн. Растительный и животный мир степей и саванн.

 

 

Описание природной зоны по плану.

§58

29

17-22.04

 

Засушливые области планеты.

(Повторение терминов и карты                6-го класса. Тест. Рубежный контроль)

 

Работа №6                      на к/к стр. 28-29. «Российская Федерация»

Пустыни и полупустыни. Особенности природных условий.

Растительный и животный мир.

Уметь устно и письменно представить сообщения о природной зоне

§59

к/к стр.28-29

30

24-29.04

 

Природные комплексы Мирового океана

Широтные зоны Мирового океана.

Вертикальные зоны океанов

Определять по картам районы

распространения представителей

органического мира океанов.

Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности.

Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового

океана для человека

§60

31

3-6.05

 

Всемирное наследие человечества

Практическая работа №5 – проект                   «Создание информационного буклета   «Объект Всемирного наследия»

Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Взаимосвязь

природы и культуры в памятниках

Всемирного наследия. География объектов Всемирного наследия.

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества, определять характер объектов и особенности

их размещения по континентам.

Обозначать на контурной карте

объекты природного и культурного

наследия.

Находить информацию об объектах  наследия и о ихзначении

для человечества

§61

Тетрадь-практикум стр.30-31

32

10-13.05

 

Защита проектов                 по объектам Всемирного наследия

Представление информации по объектам Всемирного наследия

Демонстрировать умения представления информации в содержательной и интересной форме

 

33

15-20.05

 

Природное и культурное наследие

 

Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие. Значение для потомков.

Уметь оценить значение объектов для будущего природы и человека

 §62

34

22-25.05

 

Повторение. Обобщение.  Итоговый урок                  по курсу географии в 6-м классе

Повторение терминов и карты

Уметь грамотно объяснять значение основных терминов. Уметь быстро и правильно показывать объекты на карте

 

 
Практические работы по географии, 6 класс, (ФГОС) по УМК «Сферы». 
Научный руководитель УМК В.П. Дронов, автор учебника  А.А. Лобжанидзе.  Основание для итоговых практических работ (рекомендации авторов УМК): О.Г. Котляр География. Планета Земля. Тетрадь – практикум, 5-6 класс. 4 издание,  -М. Просвещение, 2015.-32с. Часть 2 , 6 класс, стр. 20-31
 
Практическая работа №1  «Описание по картам вод Мирового океана»  с. 22-23
Практическая работа №2  «Комплексное описание реки» с.24-27
Практическая работа №3 «Дневник погоды. Обобщение данных дневника погоды»  с. 20-21, 28-29
Практическая работа №4  «Описание природной зоны по плану»
Практическая работа №5 – проект  Создание информационного буклета   «Объект Всемирного наследия»  с.30-31
 
Работы на контурных картах:   Основание для выделения работ:
УМК «Сферы» География, Планета Земля. 5-6 класс. Контурные карты. – М.: Просвещение, 2015. – 31с. Часть 2, 6 класс, стр. 14-31
Работа №1 на к/к ,  с.16-17 «Объекты Мирового океана»
Работа №2 на  к/к, стр. 14-15.   «Мир. Физическая карта. Гидросфера»
Работа №3   на к/к стр.18-19 «Биосфера – оболочка жизни»
Работа №4 на к/к стр.20-21  «Человек на Земле»
Работа №5 на к/к стр. 24-25  «Россия. Физическая карта»
Работа №6 на к/к стр. 28-29. «Российская Федерация»
 
График итоговых практических работ по географии, 6 класс, География. Планета Земля. ФГОС. /часть 2/

 

Сроки проведения

Название практической работы

плановые

фактические

1

19-24.09

 

«Описание по картам вод Мирового океана»  с. 22-23

2

31.10-5.11

 

«Комплексное описание реки» с.24-27

3

19-24.12

 

«Дневник погоды. Обобщение данных дневника погоды»  с. 20-21, 28-29

4

3-8.04

 

«Описание природной зоны по плану»

5

3-6.05

 

проект  Создание информационного буклета   «Объект Всемирного наследия»  с.30-31

 
 Перечень учебно-методического обеспечения «Сферы» по географии для основной школы,  издательство «Просвещение», Москва  5-6 классы
  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  • География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажёр. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
  • География. Планета Земля. Атлас.5- 6 класс. География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
  • География. Планета Земля. Методические рекомендации. 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
  • УМК «Сферы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://spheres.ru/geografy/about/  http://spheres.ru/ 
  • http://window.edu.ru/     Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  • http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • http://www.school.edu.ru/default.asp  Российский общеобразовательный портал

 Материально-техническое обеспечение

  1. Рабочие места учащихся: парты -15, стулья 30
  2. Рабочее место учителя: стол -1
  3. Освещение кабинета -12 ламп
  4. Шкафы – 3
  5. Географические карты – 7 

Политическая карта мира

Физическая карта полушарий

Физическая карта России

Карта природных зон мира

Карта океанов

Карта Московской области

Климатическая карта мира

6. Технические средства:

Интерактивная доска StarDoard   Hitachi

Ноутбук Extensa 4220

Монитор PrVien

Мультимедийный проектор

7. Выход в Интернет
8. Атласы, учебники, контурные карты -30

Согласовано.

Протокол №1 заседания    ШМО учителей  от 30.08.2016          Руководитель ШМО: …………Гришакина О.П.

 Согласовано.   Заместитель директора по УР:                                                             Дата: 30.08.2016