Составитель:
Гришакина Ольга Петровна,
учитель географии высшей категории
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 уч.недели, 68 часов год, согласно учебному плану гимназии и программе автора учебника.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
– сформировать целостный географический образ своей Родины;
– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
– сформировать необходимые географические умения и навыки;
– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
В Федеральном базисном учебном плане изучение курса «География России» проходит в 8 и 9 классах, 136 часов за два учебных года. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России (68 часов), а в 9 классе населения и хозяйства (68 часов), таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Общее распределение часов
№ раздела, темы |
Название раздела, темы |
Часов по программе |
Распределено учителем |
Изменения |
Разд.I |
Общая физическая география России |
32 |
32 |
0 |
№1 |
Географическое положение |
3 |
3 |
0 |
№2 |
Исследование территории России |
2 |
2 |
0 |
№3 |
Геологическое строение и рельеф |
5 |
5 |
0 |
№4 |
Климат и погода |
7 |
7 |
0 |
№5 |
Моря и внутренние воды |
8 |
8 |
0 |
№6 |
Почвы |
2 |
2 |
0 |
№7 |
Природные зоны |
5 |
5 |
0 |
Разд.II |
Крупные природные районы России |
33 |
33 |
0 |
№1 |
Островная Арктика |
1 |
1 |
0 |
№2 |
Восточно-Европейская равнина |
5 |
(4+4Мос.Обл) |
+3 |
№3 |
Кавказ |
3 |
2 |
-1 |
№4 |
Урал |
4 |
4 |
0 |
№5 |
Западно - Сибирская равнина |
4 |
3 |
-1 |
№6 |
Средняя Сибирь |
3 |
2 |
-1 |
№7 |
Северо - Восток Сибири |
3 |
3 |
0 |
№8 |
Горы Южной Сибири |
4 |
4 |
0 |
№9 |
Дальний Восток |
5 |
5 |
0 |
Разд.III |
Природа и человек |
2 |
2 |
0 |
|
Резерв времени, повторение |
1 |
1 |
0 |
|
итого |
68 |
68 |
|
В распределении часов полностью соблюдены рекомендации программы, но выделено 3 часа дополнительно за счет уменьшения в других районах для увеличения времени изучения Восточно-Европейской равнины, а в ней географии своего края – Московской области (4ч + 4ч)=8ч
Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, они поделены на демонстрационные, обучающие (с выборочной оценкой) и 6 итоговые – обязательные для оценивания во всем классе – внесены в календарное планирование.
Календарное планирование учитывает занятия в гимназии по трем учебным триместрам и окончание учебного года 25мая из-за нахождения в учреждении постоянного пункта приема ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Часть I. Природа России 8 класс (68 часов)
Раздел I. Общая физическая география России(32 часа)
Тема 1. Географическое положение (3 часа)
Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.
Практические работы: (№1) итоговая (с обязательной оценкой) Задание 1. Определение координат крайних точек территории России. Задание 2. Решение задач на определение поясного времени.
Тема 2. Исследование территории России (2 часа)
Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.
Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. Докучаев Н.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)
Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.
Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.
Практическая работа: (№2) итоговая (с обязательной оценкой) задание 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Тема 4. Климат и погода (7 часов)
Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практические работы: (№3) итоговая (с обязательной оценкой) Задание 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. Задание 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.
Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)
Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.
Практические работы: (№4) итоговая (с обязательной оценкой) Задание 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. Задание 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. Задание 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Тема 6. Почвы (2часа)
Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 7. Природные зоны (5часов)
Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.
Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
Практические работы: (№5) итоговая (с обязательной оценкой) Задание 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. Задание 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.
Раздел 2. Крупные природные районы России(33 часа)
Тема 1. Островная Арктика (1час)
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (5часов)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
Практическая работа: (№6) демонстрационная, Задание 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.
Тема 3. Кавказ (3часа)
Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.
Практическая работа: (№7) демонстрационная, Задание 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
Тема 4. Урал (4часа)
Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
Практическая работа: (№8) итоговая (с обязательной оценкой) Задание 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.
Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Практическая работа: (№9) обучающая, Задание 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.
Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.
Практическая работа: (№10) демонстрационная, Задание1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.
Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)
Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.
Практическая работа: (№11) обучающая, Задание 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.
Тема 9. Дальний Восток (5часов)
Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.
Практическая работа: (№12) обучающая, Задание 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
Раздел 3. Природа и человек (2часа)
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
Практическая работа: (№13) демонстрационная Задание 1. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.
Резерв времени – 1 час.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
- крупнейшие городские агломерации нашей страны;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
- географию народов населяющих нашу страну;
2. Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ В 8-М КЛАССЕ (2013-2014 учебный год)
(базовый уровень изучения) 8а, 8г – общеобразовательные классы,
8б, 8в – гимназические классы; 2 часа в неделю, всего 68 часов за год
№ |
Наименование раздела, темы |
Плановые сроки прохождения |
Скорректиро-ванные сроки прохождения |
1 |
Раздел 1. Общая физическая география России (32ч) Тема 1 Географическое положение (3ч) ВВЕДЕНИЕ. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА §1 |
недели 1 триместр 2-7/09 |
|
2 |
ЧАСОВЫЕ ПОЯСА СТРАНЫ §2 |
2-7/09 |
|
3 |
Практическая работа №1 «Географическое положение РФ. Часовые пояса» |
9-14/09 |
|
4 |
Тема 2 Исследование территории России (2ч) Русские землепроходцы XI-XVII вв §3 |
9-14/09 |
|
5 |
Географические открытия в России XVIII-XX вв. §4-5 |
16-21/09 |
|
6 |
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5ч) Геологическое летоисчисление и геологическая карта §6 |
16-21/09 |
|
7 |
Тектоническое строение §7 |
23-28/09 |
|
8 |
Общие черты рельефа §8 |
23-28/09 |
|
9 |
Литосфера и человек. §9 Зачет по карте рельефа РФ |
30/09-5/10 |
|
10 |
Практическая работа №2 «Геологическое строение и рельеф России» |
30/09-5/10 |
|
Каникулы 7-13/10 |
|
||
11 |
Тема 4. Климат и погода (7ч) Климатообразующие факторы §10 |
14-19/10 |
|
12 |
Распределение тепла и влаги в России §11 |
14-19/10 |
|
13 |
Климаты России §12 |
21-26/10 |
|
14 |
Погода §13 |
21-26/10 |
|
15 |
Практическая работа №3 «Климат и погода» |
28/10-2/11 |
|
16 |
Атмосферные вихри §14 |
28/10-2/11 |
|
17 |
Атмосфера и человек §15 |
4-9/11 |
|
18 |
Тема 5. Моря и внутренние воды (8ч) Моря России §16 |
4-9/11 |
|
19 |
Характеристика реки §17 |
11-16/11 |
|
20 |
Реки России §18 |
11-16/11 |
|
Каникулы 18-24/11 |
|
||
21 |
Практическая работа №4 «Моря и внутренние воды» |
2 триместр 25-30/11 |
|
22 |
Озера и болота §19 |
25-30/11 |
|
23 |
Природные льды Великое оледенение §20 -21 |
2-7/12 |
|
24 |
Гидросфера и человек §22 |
2-7/12 |
|
25 |
Зачет по карте морей, рек и озер России |
9-14/12 |
|
26 |
Тема 6 Почвы (2 ч) Формирование и свойства почвы §23 |
9-14/12 |
|
27 |
Зональные типы почв §24 |
16-21/12 |
|
28 |
Тема 7 Природные зоны (5ч) Природные комплексы России §25 |
16-21/12 |
|
29 |
Безлесные природные зоны §26 |
23-28/12 |
|
30 |
Леса умеренного пояса §27 |
23-28/12 |
|
31 |
Безлесные природные оны. Высотная поясность §28 Практическая работа №5 «Природные зоны» |
30-31/12 |
|
32 |
Ресурсы растительного и животного мира §29 |
9-11/01 |
|
33 |
Раздел 2 Крупные природные районы России (33ч) Тема 1 Островная Арктика (1ч) Природа арктических островов §30 |
13-18/01 |
|
34 |
Тема 2. Восточно-Европейская равнина (5ч) (добавлено 3 часа на тему для изучения своего края) Рельеф и геологическое строение §31 |
13-18/01 |
|
35 |
Климат, внутренние воды и природные зоны §32 |
20-25/01 |
|
36 |
Природно-территориальные комплексы §33-34 |
20-25/01 |
|
37 |
Урок контроля по навыкам характеристики природного района по картам атласа и другим источникам информации |
27/01-1/02 |
|
38 |
Московская область – часть Восточно-Европейской равнины: особенности геогр. положения и значения в РФ |
27/01-1/02 |
|
39 |
Московская область – часть Восточно-Европейской равнины: рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды, почвы |
3-8/02 |
|
40 |
Московская область – часть Восточно-Европейской равнины: природа, достопримечательности |
3-8/02 |
|
41 |
Московская область – часть Восточно-Европейской равнины: физико-географическая характеристика г. Чехова |
10-15/02 |
|
42 |
Тема 3 Кавказ (3ч) -1ч Геологическая история и рельеф §35 |
10-15/02 |
|
Каникулы 17-23/02 |
|
||
43 |
Климат, внутренние воды, высотная поясность §36 |
3 триместр 24/02-1/03 |
|
44 |
Тема 4 Урал (4ч) Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые §37 |
24/02-1/03 |
|
45 |
Климат и внутренние воды §38 |
3-7/03 |
|
46 |
Природно-территориальные комплексы §39 |
3-7/03 |
|
47 |
Практическая работа №6 «Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа» |
10-15/03 |
|
48 |
Тема 5 Западно - Сибирская равнина (4ч) - 1ч (в МО) Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые §40 |
10-15/03 |
|
49 |
Климат и внутренние воды §41 |
17-22/03 |
|
50 |
Природно-территориальные комплексы §42 |
17-22/03 |
|
51 |
Тема 6 Средняя Сибирь (3ч) -1 ч (в МО) Рельеф и геологическое строение §43 |
24-29/03 |
|
52 |
Климат, внутренние воды, природные зоны §44 |
24-29/03 |
|
53 |
Тема 7 Северо - Восток Сибири (3ч) Геологическое строение, рельеф и климат §45 |
31/03-5/04 |
|
54 |
Внутренние воды и природно-территориальные комплексы §46 |
31/03-5/04 |
|
Каникулы 7-13/04 |
|
||
55 |
Практическая работа: демонстрационная «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях Сибири» |
14-19/04 |
|
56 |
Тема 8 Горы Южной Сибири (4ч) Геологическое строение и рельеф §47 |
14-19/04 |
|
57 |
Климат и внутренние воды. Байкал – жемчужина России §48 |
21-26/04 |
|
58 |
Высотная поясность §49 |
21-26/04 |
|
59 |
Практическая работа: обучающая. «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая» |
28-30/04 |
|
60 |
Тема 9 Дальний Восток (5ч) Геологическое строение и рельеф §50 |
28-30/04 |
|
61 |
Климат, внутренние воды, природные зоны §51 |
5-8/05 |
|
62 |
Природно-территориальные комплексы §52-53 |
5-8/05 |
|
63 |
Практическая работа: обучающая «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья» |
12-17/05 |
|
64 |
Обобщающее повторение по разделу 2 «Крупные природные районы России» |
12-17/05 |
|
65 |
Раздел 3 Природа и человек (2 ч) Природные ресурсы и природные условия России §54 Практическая работа: демонстрационная «Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали» |
19-24/05 |
|
66 |
Роль географии в современном мире §55 |
19-24/05 |
|
67 |
Резерв времени, повторение |
|
|
68 |
Резерв времени, повторение |
|
|
График практических работ:
График итоговых практических работ (обязательных к оценке у всего класса):
№ |
Название работы |
Планируемые сроки/ неделя |
Фактические сроки |
1 |
Географическое положение РФ. Часовые пояса |
9-14/09 |
|
2 |
Геологическое строение и рельеф России |
30/09-5/10 |
|
3 |
Климат и погода |
28/10-2/11 |
|
4 |
Моря и внутренние воды |
25-30/11 |
|
5 |
Природные зоны |
30-31/12 |
|
6 |
Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа |
10-15/03 |
|
Перечень учебно-методического обеспечения