Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
г. Чехова Московской области
Утверждаю
директор МБОУ гимназии №7
Рубцова Е.Н.
………………………………………..
Приказ №………...… от 01.09.2012г.
Рабочая программа
по экономике, 10 класс
(среднее (полное) общее образование, профильный уровень изучения предмета)
Составитель:
Гришакина Ольга Петровна,
учитель географии экономики
высшей категории
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Авторской программы к учебнику Экономика. Основы экономической теории. 10-11 класс. В 2-х частях. Издание 16-е. – М.: Вита - Пресс, 2011, подготовленной автором учебника С.И. Ивановым и М.А. Скляром. Программа опубликована в Сборнике программно-методических материалов по экономике. – М.: Вита- Пресс, 2008. на стр. 118-130.
Программа рассчитана на изучение предмета в 10-11 классе на профильном уровне в социально-экономическом классе по 2 часа в неделю в 10-м и 2 часа в неделю в 11 классе, всего за 2 года изучения 140 часов. Данная рабочая программа разработана для 10 а класса на 2012-2013 учебный год, первый год изучения.
Место курса 10 го класса в общей системе изучения экономки:
Данный курс начинает формирование у учащихся основ микро, макро и мировой экономики, учит их разбираться в не только в природе важнейших законов и принципов экономики, в содержании понятий и терминов, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функционирования и развития рыночных систем.
Цель изучения предмета: освоение на профильном уровне знаний об экономической деятельности людей, экономике России, овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации, развитие экономического мышления, потребностей в получении экономических знаний, воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
- развитие у учащихся экономического образа мышления;
- развитие способностей объективно воспринимать экономическую информацию;
-освоение знаний на профильном уровне об экономической деятельности;
- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений.
Учебно тематический план приведен на стр. 119-120 авторской программы (в сборнике)
Содержание курса по темам приведено на стр. 120-130 авторской программы (в сборнике)
Тематический план курса (показано начало 10 класс и продолжение курса 11 класса)
Кодификатор элементов содержания составлен по ФГНУ «ФИПИ»
на основе проекта ЕГЭ по обществознанию на 2012 год, 11 класс, блок №2 «Экономика»
№ |
10 класс |
Часы |
Код элемента содержания |
1 |
Раздел 1. Введение Предмет и метод экономической теории |
5 |
2/1 2/2 |
2 |
Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика. |
7 |
2/3 |
3 |
Спрос, предложение и рыночное равновесие |
4 |
2/4 |
4 |
Раздел 2 Микроэкономика Эластичность спроса и предложения. |
6 |
2/4 |
5 |
Поведение потребителя. |
8 |
2/4, 2/16 |
6 |
Фирма. Производство и издержки. |
12 |
2/5 |
7 |
Конкуренция и рыночные структуры |
10 |
|
8 |
Рынки факторов производства и распределение доходов. |
9 |
2/2 |
9 |
Предпринимательство. |
4 |
|
10 |
Раздел 3 Макроэкономика Деньги и банковская система |
5 |
2/6 2/8 |
|
Всего по курсу 10 класса |
70 |
|
№ |
11 класс |
часы |
Код элемента содержания |
11 |
Раздел 3. Макроэкономика (продолжение) Валовой внутренний продукт и национальный доход |
7 |
2/11 |
12 |
Макроэкономическое равновесие |
16 |
|
13 |
Экономический цикл, занятость и безработица |
6 |
2/9 |
14 |
Инфляция |
6 |
2/10 |
15 |
Экономический рост |
8 |
2/11 |
16 |
Экономика и государство |
8 |
2/12 2/13/14 |
17 |
Раздел 4. Мировая экономика Международная торговля и валютная система |
8 |
2/15 |
18 |
Международное движение капиталов. Платежный баланс |
5 |
2/15 |
19 |
Раздел 5. Заключение Экономика России на современном этапе |
5 |
|
|
Обобщающее повторение по курсу экономики |
1 |
|
|
Всего по курсу 11 класса |
70 |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
· смысл основных теоретических положений экономической науки;
- понимать предмет и метод экономической теории, основы рыночной системы хозяйствовании, смешанной экономики, спроса, предложения и рыночного равновесия
- знать что такое: эластичность спроса и предложения, поведение потребителя, фирма, производство и издержки, конкуренция и рыночные структуры рынки факторов производства и распределение доходов, предпринимательстводеньги и банковская система.
Уметь
· приводить примеры: взаимодействия рынков;
· описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,
· объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса;
· сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
· вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов;
· применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исполнения типичных экономических ролей;
• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации
В календарно-тематическом планировании все разделы по часовому распределению соответствуют программе автора учебника.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректиро-ванные сроки прохождения |
Раздел 1. Введение Предмет и метод экономической теории, 5 часов |
|
|
|
1 |
Введение. Понятие об экономической науке. Основные цели и задачи изучения экономики. |
3-8/09 |
|
2 |
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. |
|
|
3 |
Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей. |
10-15/09 |
|
4 |
Фундаментальные проблемы экономической науки. |
|
|
5 |
Методы экономической науки. Измерение экономических величин. |
17-22/09 |
|
Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика. 7 часов |
|
||
6 |
Два способа решения фундаментальных проблем |
|
|
7 |
Административно-плановая система |
|
|
8 |
Рынок и его функции |
24-29/09 |
|
9 |
Кругооборот доходов в рыночной экономике |
|
|
10 |
Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика. |
|
|
11 |
Практическое (контр.) занятие 1: решение познавательных и практических экономических задач |
1-6/10 |
|
12 |
Зачетный урок по темам 1-2 |
|
|
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. 4 часа |
15-20/10 |
|
|
13 |
Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. |
|
|
14 |
Рыночное равновесие |
22-27/10 |
|
15 |
Реакция рынка на изменение спроса и предложения |
|
|
16 |
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток Практическое (контр.) занятие 2: решение задач по спросу и предложению |
29/10-3/11 |
|
Раздел 2 Микроэкономика. Тема 4 Эластичность спроса и предложения. 6 часов |
|
||
17 |
Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей |
|
|
18 |
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. |
|
|
19 |
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. |
6-10/11 |
|
20 |
Ценовая эластичность предложения. |
|
|
21 |
Практическое применение теории эластичности. |
12-17/11 |
|
22 |
Практическое занятие 4: решение задач по эластичности спроса и предложения. |
|
|
Поведение потребителя. 8 часов |
|
||
23 |
Общая и предельная полезность. |
26/11-1/12 |
|
24 |
Закон убывающей предельной полезности. |
|
|
25 |
Правило максимизации полезности. |
|
|
26 |
Кривые безразличия |
4-8/12 |
|
27 |
Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. |
|
|
28 |
Индивидуальный и рыночный спрос |
10-15/12 |
|
29 |
Практическое занятие 5: построение и анализ кривых |
|
|
30 |
Урок повторения по теме 5. |
17-22/12 |
|
Фирма. Производство и издержки. 12 часов |
|
||
31 |
Современная фирма. Фирма - коммерческая организация |
|
|
32 |
Причины возникновения фирм |
24-29/12 |
|
33 |
Фирма как юридическое лицо |
|
|
34 |
Виды фирм. Жизненные стадии развития. |
|
|
35 |
Общий продукт фирмы. Средний продукт фактора производства. Предельный продукт. Закон убывающей эффективности |
8-12/01 |
|
36 |
Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки и прибыль |
|
|
37 |
Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки |
14-19/01 |
|
38 |
Общие издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки |
|
|
39 |
Как изменяются издержки фирмы |
21-26/01 |
|
40 |
Какой размер фирмы считать оптимальным Эффект масштаба производства |
|
|
41 |
Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль малого бизнеса в экономике. |
28/01-2/02 |
|
42 |
Практическое занятие 6: решение задач по издержкам |
|
|
Конкуренция и рыночные структуры. 10 часов |
|
||
43 |
Конкуренция как свойство рыночной экономики |
4-9/02 |
|
44 |
Типы рыночных структур |
|
|
45 |
Критерии определения типов рыночных структур |
11-16/02 |
|
46 |
Совершенная конкуренция |
|
|
47 |
Общий, средний и предельный доход фирмы |
|
|
48 |
Экономические границы целесообразности выпуска продукции фирмой |
25/02-2/03 |
|
49 |
Монополия |
|
|
50 |
Олигополия |
4-9/03 |
|
51 |
Монополистическая конкуренция |
|
|
52 |
Практическое занятие 7: поиск информации о крупнейших международных фирмах, их товарах и марках, о конкурентоспособности товаров |
11-16/03 |
|
Рынки факторов производства и распределение доходов. 9 часов |
|
||
53 |
Особенности рынков факторов производства |
18-23/03 |
|
54 |
Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства |
|
|
55 |
Рынок труда и заработная плата |
25-30/03 |
|
56 |
Рынок услуг земли и земельная рента |
|
|
57 |
Капитал и процент |
|
|
58 |
Основной и оборотный капитал |
1-6/04 |
|
59 |
Процент. Ставка процента. Дисконтирование. |
|
|
60 |
В каких случаях фирме целесообразно инвестировать? |
15-20/04 |
|
61 |
Практическое занятие 8: решение задач по заработной плате |
|
|
|
22-27/04 |
|
|
|
|
||
|
29/04-4/05 |
|
|
|
|||
6-11/05 |
|
||
Предпринимательство. 4 часа |
|
||
62 |
|
||
63 |
|
13-18/05 |
|
64 |
|
|
|
65 |
|
||
66 |
Раздел 3 Макроэкономика Деньги и банковская система |
20-25/05 |
|
67 |
|
||
68 |
26-30/05 |
|
|
69 |
|
||
70 |
|
Перечень учебно-методического обеспечения
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол №1 от……….2012
руководитель ШМО ____________________
Сверчкова О.Н.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
Арзамасцева Л.Н.
_________________
дата ………….2012г.