Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

г. Чехова Московской области

 

Утверждаю

                             директор МБОУ гимназии №7

                        

Рубцова Е.Н.

………………………………………..                                   

                                                                        Приказ №………...… от 01.09.2012г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по экономике, 10 класс

 

(среднее (полное) общее образование, профильный уровень изучения предмета)

 

 

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

Составитель:      

Гришакина Ольга Петровна,

учитель географии  экономики

высшей категории

 

 

 

 

 

 

2012-2013 учебный год

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе  Авторской программы к учебнику Экономика. Основы экономической теории. 10-11 класс. В 2-х частях. Издание 16-е. – М.: Вита - Пресс, 2011, подготовленной автором учебника С.И. Ивановым и М.А. Скляром.  Программа опубликована в Сборнике программно-методических материалов по экономике. – М.: Вита- Пресс, 2008. на стр. 118-130.

              Программа рассчитана на изучение предмета в 10-11 классе на профильном уровне в социально-экономическом классе по 2 часа в неделю в 10-м и 2 часа в неделю в 11 классе, всего за 2 года изучения 140 часов. Данная рабочая программа разработана для 10 а класса на 2012-2013 учебный год, первый год изучения.

  Место курса 10 го класса в общей системе изучения экономки:

                          Данный курс начинает  формирование у учащихся основ микро, макро и мировой экономики, учит их разбираться в  не только в природе  важнейших законов и  принципов экономики, в содержании  понятий и терминов, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функционирования и развития рыночных систем.

  Цель изучения предмета:  освоение на профильном уровне знаний об экономической деятельности людей, экономике России, овладение умением подходить к событиям  общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации, развитие экономического мышления, потребностей в получении экономических знаний, воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и  предпринимательской деятельности.

Задачи:

- развитие у учащихся экономического образа мышления;

- развитие способностей объективно воспринимать экономическую информацию;

-освоение знаний на профильном уровне об экономической деятельности;

- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания;

 - формирование опыта применения полученных знаний и умений для  решения типичных задач в области экономических отношений.

Учебно тематический план приведен на стр. 119-120 авторской программы (в сборнике)

Содержание курса по темам приведено на стр. 120-130 авторской программы (в сборнике)

 

Тематический план курса (показано начало 10 класс и продолжение курса 11 класса)

Кодификатор элементов содержания составлен  по ФГНУ «ФИПИ»

на основе проекта ЕГЭ по обществознанию на 2012 год, 11 класс, блок №2 «Экономика»

10 класс

Часы

Код элемента содержания

1

Раздел 1. Введение

Предмет и метод экономической теории    

5

2/1

2/2

2

Рыночная система хозяйствования.  Смешанная экономика.

7

2/3

3

Спрос, предложение и рыночное равновесие

4

2/4

 

4

Раздел 2 Микроэкономика

Эластичность спроса и предложения.    

6

2/4

5

Поведение потребителя.  

8

2/4, 2/16

6

Фирма. Производство и издержки.    

12

2/5

7

Конкуренция и рыночные структуры

10

 

8

Рынки факторов производства и распределение доходов.   

9

2/2

9

Предпринимательство.    

4

 

10

Раздел 3 Макроэкономика   

Деньги и банковская система

5

2/6

2/8

 

Всего по курсу 10 класса

70

 

11 класс

часы

Код элемента содержания

 

11

Раздел 3. Макроэкономика (продолжение)

Валовой внутренний продукт и национальный доход

7

2/11

12

Макроэкономическое равновесие

16

 

13

Экономический цикл, занятость и безработица

6

2/9

14

Инфляция

6

2/10

15

Экономический рост

8

2/11

16

Экономика и государство

8

2/12

2/13/14

 

17

Раздел 4. Мировая экономика

Международная торговля и валютная система

8

2/15

18

Международное движение капиталов.

 Платежный баланс

5

2/15

19

 Раздел 5. Заключение

Экономика России на современном этапе

5

 

 

Обобщающее повторение по курсу экономики

1

 

 

Всего по курсу 11 класса

70

 

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

        знать/понимать

·  смысл основных теоретических положений экономической науки;

- понимать предмет и метод экономической теории, основы рыночной системы хозяйствовании, смешанной экономики, спроса, предложения и рыночного равновесия

- знать что такое: эластичность спроса и предложения,   поведение потребителя, фирма, производство и издержки,  конкуренция и рыночные структуры рынки факторов производства и распределение доходов,  предпринимательстводеньги и банковская система.    

Уметь

·  приводить примеры: взаимодействия рынков;

·  описывать:  предмет  и метод  экономической  науки,   факторы  производства,   цели  фирмы,

·  объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса;

·  сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

·  вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов;

·  применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• исполнения типичных экономических ролей;

• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации 

   В календарно-тематическом планировании все разделы по часовому распределению соответствуют программе автора учебника.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки  прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

 

Раздел 1. Введение

Предмет и метод экономической теории, 5 часов

 

 

1

Введение. Понятие об экономической науке.

Основные цели и задачи изучения экономики.

3-8/09

 

2

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора.

 

 

3

Альтернативные затраты и кривая  производственных возможностей.

10-15/09

 

4

Фундаментальные проблемы экономической науки.

 

 

5

Методы экономической науки. Измерение экономических величин.

17-22/09

 

 

Рыночная система хозяйствования.  Смешанная экономика.

7 часов

 

 

6

Два способа решения фундаментальных проблем

 

 

7

Административно-плановая система

 

 

8

Рынок и его функции

24-29/09

 

9

Кругооборот доходов в рыночной экономике

 

 

10

Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика.

 

 

11

Практическое (контр.) занятие 1:

решение познавательных и практических  экономических задач

1-6/10

 

12

Зачетный урок по темам 1-2

 

 

 

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.     4 часа

15-20/10

 

13

Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения.

 

 

14

Рыночное равновесие

22-27/10

 

15

Реакция рынка на изменение спроса и предложения

 

 

16

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток

Практическое (контр.) занятие 2: решение задач по спросу  и предложению

29/10-3/11

 

 

Раздел 2 Микроэкономика. Тема 4 Эластичность спроса и предложения.    6 часов

 

 

17

 Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей

 

 

18

 Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

 

 

19

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

6-10/11

 

20

Ценовая эластичность предложения.

 

 

21

Практическое применение теории эластичности.

12-17/11

 

22

Практическое занятие 4:

решение задач по эластичности спроса и предложения.

 

 

 

Поведение потребителя.   8 часов

 

 

23

Общая и предельная полезность.

26/11-1/12

 

24

Закон убывающей предельной полезности.

 

 

25

Правило максимизации полезности.

 

 

26

Кривые безразличия

4-8/12

 

27

Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

 

 

28

Индивидуальный и рыночный спрос

10-15/12

 

29

Практическое занятие 5:  построение и анализ кривых

 

 

30

Урок повторения по теме 5.

17-22/12

 

 

Фирма. Производство и издержки.     12 часов

 

 

31

Современная фирма. Фирма - коммерческая организация

 

 

32

Причины возникновения фирм

24-29/12

 

33

Фирма как юридическое лицо

 

 

34

 Виды фирм. Жизненные стадии развития.

 

 

35

Общий продукт фирмы. Средний продукт фактора производства. Предельный продукт. Закон убывающей эффективности

8-12/01

 

36

Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки и прибыль

 

 

37

Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки

14-19/01

 

38

Общие издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки.

Предельные издержки

 

 

39

Как изменяются издержки фирмы

21-26/01

 

40

Какой размер фирмы считать оптимальным

Эффект масштаба производства

 

 

41

Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль малого бизнеса в экономике.

28/01-2/02

 

42

Практическое занятие 6: решение задач по издержкам

 

 

 

Конкуренция и рыночные структуры.   10 часов

 

 

43

Конкуренция как свойство рыночной экономики

4-9/02

 

44

Типы рыночных структур

 

 

45

Критерии определения типов рыночных структур

11-16/02

 

46

Совершенная конкуренция

 

 

47

Общий, средний и предельный доход фирмы

 

 

48

Экономические границы целесообразности выпуска продукции фирмой

25/02-2/03

 

49

Монополия

 

 

50

Олигополия

4-9/03

 

51

Монополистическая конкуренция

 

 

52

Практическое занятие 7:  поиск информации о крупнейших международных фирмах, их товарах и марках, о конкурентоспособности товаров

11-16/03

 

 

Рынки факторов производства и распределение доходов.    9 часов

 

 

53

Особенности рынков факторов производства

18-23/03

 

54

Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства

 

 

55

Рынок труда и заработная плата

25-30/03

 

56

Рынок услуг земли и земельная рента

 

 

57

Капитал и процент

 

 

58

Основной и оборотный капитал

1-6/04

 

59

Процент. Ставка процента. Дисконтирование.

 

 

60

В каких случаях фирме целесообразно инвестировать?

15-20/04

 

61

Практическое занятие 8: решение задач по заработной плате

 

 

 

 

22-27/04

 

 

 

 

 

 

 

29/04-4/05

 

     

 

   

6-11/05

 

 

Предпринимательство.     4 часа

 

 

62

   

 

63

 

13-18/05

 

64

 

 

 

65

   

 

66

Раздел 3 Макроэкономика   

Деньги и банковская система

20-25/05

 

67

   

 

68

 

26-30/05

 

69

   

 

70

   

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

  • Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. ** Программа «Основы экономической теории», профильный уровень. Автор С.И. Иванов. стр. 118-130 (по учебнику С.И. Иванова)
  • Учебник: ЭКОНОМИКА. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ  Автор:  д.э.н., профессор   С.И. ИВАНОВ.  - М.: Вита-Пресс, 2011,   в двух книгах.
  • Учебное пособие: Основы экономической теории: Практикум для 10-11 кл. общеобразов. учрежд./ Под ред. С.И. Иванова, -М.: Вита-Пресс, 2008.
  • Задания по экономике. Д.В. Акимов, О.В. Дичева, Л.Б. Щукина, -М.: Вита-Пресс, 2009, - 320с.
  • Решения задач по экономике от простых до олимпиадных. Д.В. Акимов, О.В. Дичева, Л.Б. Щукина, -М.: Вита-Пресс, 2010, - 336с.
  • Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ. Пособие для 10-11 класса. 2 издание – М.: Вита – Пресс, 2011. – 224 с.
  • http://www.edu.ru/
  • http://school-collection.edu.ru/
  • http://fcior.edu.ru/
  • http://katalog.iot.ru/index.php
  • http://window.edu.ru/
  • http://rusedu.ru/
  • http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                       

на заседании ШМО                                                             

протокол №­1 от……….2012                                                          

руководитель ШМО                                                                                               ____________________                                                           

Сверчкова О.Н.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УР

Арзамасцева Л.Н.

_________________

дата ………….2012г.