Михеева Маргарита Владимировна, учитель начальных классов,
МОУ «Райсеменовская средняя общеобразовательная школа»
Что же меняется при переходе на начальную ступень обучения?
Одно из основных направлений ФГОС НОО – это обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.(ФГОСст.5).
Таким образом, преемственность в развитии ребёнка при переходе от дошкольной ступени на ступень начальной школы будет означать, что появившиеся у дошкольника личностные качества, черты, особенности, то, что называют интегративными качествами, переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой (предпосылками) для его дальнейшего развития.
Мы считаем, что в свою очередь осуществили определенный прорыв в своей работе. Три года назад наша школа совместно с ДОУ «Родничок» выбрали одну из перспективных программ - Образовательная система «Школа 2100». Это личностно-ориентированная, развивающая система, в которой прослеживается единая линия обучения и развития ребенка от детского сада до 11 класса, от развития интегративных качеств к формированию УУД. Она основана на принципах непрерывности и преемственности. Это способствует плавному переходу детей с одной образовательной ступени на другую. Это образовательная система является одной из ведущих в реализации ФГОС в начальной школе.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (слайд портрет).
Новый стандарт нацелен нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности), но и провозглашает важность метапредметных результатов – универсальных учебных действий, а также личностных результатов.
Ведь не для кого не секрет, что по многим международным тестированиям, предполагающим умения детей ориентироваться в современной действительности, наши школьники далеко не в первых рядах, а это говорит как раз о недостаточной сформированности УУД.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
УУД – это гармоничное продолжение ФГТ, благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности:
1) познавательные и учебные мотивы
2) учебная цель
3) учебная задача
4) учебные действия и операции.
Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) - к самостоятельной.
В составе основных видов универсальных учебных действий, как основы умения учиться, можно выделить четыре блока:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Они будут формироваться в результате изучения всех без исключения предметов.
В сфере личностных результатов
будут сформированы внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, способностью принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию,
контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий дети научатся использовать знаково-символические средства, овладеют действием моделирования, спектром логических действий и операций, приемами решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать сотрудничество с учителями и сверстниками.
Что необходимо для успешного формирования УУД?
На одном из заседаний проблемной группы по реализации эксперимента по преемственности, мы попытались определить точки соприкосновения в развитии детей по формированию УУД и интегративных качеств.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
· умение сохранять заданную цель;
· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
· умение контролировать свою деятельность по результату;
· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Примером формирования регулятивных универсальных учебных действий служит используемая в ОС «Школа 2100» технология проблемного диалога. С её помощью уже с детского сада мы учим детей ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности.
Очень нравится ребятам оценивать работу. К оценке своей деятельности они подходят довольно строго. Но очень внимательно, «по доброму» относятся к работе партнёра в паре или группе.
На ступени дошкольного образования предпосылками познавательных универсальных учебных действий могут быть умения:
выделять параметры объекта;
устанавливать взаимно- однозначные соответствия;
выделять существенные признаки;
умение устанавливать аналогии;
осуществлять классификацию и сериацию.
Например, на математике ребята с удовольствием выделяют признаки геометрических фигур, объединяют их в группы, делят целое на части. На уроках обучения грамоте им нравится находить сходство буквы с какими-либо предметами из окружающего мира. При изучении времен года увлеченно выделяют сезонные изменения по динамическим картинам. Наибольший интерес представляют уроки практического характера, когда ребята сами что-то исследуют. При изучении насекомых дети в группах рассматривают их с помощью лупы и делают выводы: сколько отделов тела у насекомых, сколько лапок. А самые внимательные даже замечают насечки на брюшке и делают вывод, почему их так назвали.
В сфере формирования коммуникативных УУД предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению,
умение слушать собеседника.
Уже к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности (например, задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений). Чтобы минимизировать дискомфорт, при переходе в другой коллектив, мы очень тесно сотрудничаем с детским садом, который совсем недавно был дошкольным отделением школы, но традиции остались:
- совместные педагогические советы,
- совместное проведение мониторингов;
- взаимопосещение занятий и уроков,
- приглашение дошколят на школьные праздники,
- экскурсии в школу, знакомство с учебным кабинетом, учителями.
Также для формирования коммуникативных учебных действий в нашей системе используется технология формирования правильного типа читательской деятельности.
Таким образом и воспитатели детского сада и учителя, работающие по ОС «Школа 2100» имеют возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводя уроки и занятия с использований технологий, заложенных авторами.
Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.
В результате экспериментальной работы мы планируем найти наиболее подходящие пути преемственности в формировании интегративных качеств дошкольников и универсальных учебных действий младших школьников.
Мы не стремимся дать как можно больше знаний детям, научить их читать, писать, а пытаемся в разумных пределах и согласно возрастным особенностям:
· выявить и раскрыть потенциал каждого ребенка, развить его индивидуальность, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста;
· обеспечить ресурсы для самореализации детей, подготовке их к достижению жизненных успехов, приучить к самоконтролю и саморегуляции;
· содействовать передаче культурных традиций, опыта предшествующих поколений;
· обучить детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, подготовить к успешному осуществлению функций, соответствующих ролям, которые человек играет в обществе как гражданин государства, член семьи, профессиональной группы.
И сегодняшнее наше выступление – это подтверждение того, что мы работаем с детским садом в тесном контакте.