Трепалова Наталия Владимировна,
МБОУ гимназия №7, г. Чехов, учитель начальных классов
Для того чтобы эффективно реализовать современный стандарт общего образования в начальной школе, в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:
• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
• дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);
• дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Одно из главных направлений работы педагогического коллектива начальной школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
• выявление одаренных детей;
• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей.
Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.
Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:
• психолого-педагогический анализ развития учащихся школы;
• выявление одаренных и талантливых детей;
• помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;
• организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми;
• работа с родителями одаренных детей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа развития школы должна предусматривать целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализовываться в действии.
Выявление одаренных и талантливых детей:
• анализ особых успехов и достижений ученика;
• создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
• диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
• преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.
В рамках этих направлений целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.
Формы работы с одаренными учащимися:
• групповые занятия с одаренными учащимися;
• факультативы;
• предметные кружки;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• курсы по выбору;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• занятия в профильных классах;
• интеллектуальные марафоны.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
• включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
• формирование и развитие сети дополнительного образования;
• организация научно-исследовательской деятельности;
• организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Поощрение одаренных детей:
• публикация в СМИ;
• премия администрации ОУ "Ученик года";
• увеличение каникулярного времени;
• стенд "Лучшие ученики школы";
• система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.
Работа с родителями одаренных детей:
• психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
• совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
• поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.
Необходимо включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
• увлеченных своим делом;
• способных к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
• профессионально грамотных;
• интеллектуальных, нравственных и эрудированных;
• проводников передовых педагогических технологий;
• умелых организаторов учебно-воспитательного процесса;
• знатоков во многих областях человеческой жизни.
Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.
Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.
Список литературы:
• Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
• Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
• Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.