ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ АКТИВНЫХ ПОИСКОВ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Маслова Эльвира Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии №7 г. Чехова

Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют переноса акцента школьного образования с усвоения знаний на развитие ключевых компетентностей, то есть способность решать комплексные жизненно-ориентированные проблемы.

Интеграция предметов в школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования, обновит её структуру и содержание.

Интеграция предполагает устранять противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможностью их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

Не случайно одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных областей науки, различных видов искусства и литературы. В уроки литературы вводится философский, исторический, искусствоведческий материал.

Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую культурную эпоху, диалог с ней, постижение её картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.

Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.

В рамках педагогической интеграции выделяют общенаучный и частнонаучный способы интеграции. Первый связан с использованием в учебном процессе общенаучных форм и средств познания. К нему относятся следующие типы интеграции:

• понятийный (источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия);

• предметно-образный (формирование целостных представлений о предметах, явлениях, человеке, мире);

• проблемный (разные предметы связываются общими проблемами);

• методический тип (интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности);

• методологический (объединение разных фактов, явлений, теорий, концепций единым образом и картиной мира.

Предметом анализа на интегрированном уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения следующий:

1. содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов

2. опора на ранее изученное

3. межпредметные связи

4. = единство материального мира.

Существует четыре уровня интегрированных уроков:

I уровень – примитивный (формулировка интегрированной темы, цели и определение интегративных понятий);

II уровень – информационно-понятийный (отбор учителями информации, близкой по значению);

III уровень - сравнительно-обобщающий (носит обучающий характер);

IV уровень – сравнительно-обобщающий (групповая работа учащихся).

Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:

I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы учителей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока.

II этап - исполнительный (проведение интегрированного урока).

III этап - аналитический (анализ проведения урока, выводы).

Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке:

1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.

Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:

• Предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

• Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

• Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Литература:

1. С.А. Леонов. Интегрированные уроки литературы. – М.: Айрис- Пресс, 2003. -176с.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.– М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.