Маслова Эльвира Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №7 г. Чехова
Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют переноса акцента школьного образования с усвоения знаний на развитие ключевых компетентностей, то есть способность решать комплексные жизненно-ориентированные проблемы.
Интеграция предметов в школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования, обновит её структуру и содержание.
Интеграция предполагает устранять противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможностью их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
Не случайно одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных областей науки, различных видов искусства и литературы. В уроки литературы вводится философский, исторический, искусствоведческий материал.
Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую культурную эпоху, диалог с ней, постижение её картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.
Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.
В рамках педагогической интеграции выделяют общенаучный и частнонаучный способы интеграции. Первый связан с использованием в учебном процессе общенаучных форм и средств познания. К нему относятся следующие типы интеграции:
• понятийный (источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия);
• предметно-образный (формирование целостных представлений о предметах, явлениях, человеке, мире);
• проблемный (разные предметы связываются общими проблемами);
• методический тип (интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности);
• методологический (объединение разных фактов, явлений, теорий, концепций единым образом и картиной мира.
Предметом анализа на интегрированном уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения следующий:
1. содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов
2. опора на ранее изученное
3. межпредметные связи
4. = единство материального мира.
Существует четыре уровня интегрированных уроков:
I уровень – примитивный (формулировка интегрированной темы, цели и определение интегративных понятий);
II уровень – информационно-понятийный (отбор учителями информации, близкой по значению);
III уровень - сравнительно-обобщающий (носит обучающий характер);
IV уровень – сравнительно-обобщающий (групповая работа учащихся).
Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:
I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы учителей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока.
II этап - исполнительный (проведение интегрированного урока).
III этап - аналитический (анализ проведения урока, выводы).
Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке:
1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.
Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:
• Предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
• Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
• Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Литература:
1. С.А. Леонов. Интегрированные уроки литературы. – М.: Айрис- Пресс, 2003. -176с.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.– М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.