Бовкунович Елена Викторовна, Петрыкина Марина Анатольевна,
учителя химии МБОУ гимназии №7 г. Чехова
Интеграция – есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
Химия как школьный предмет дает широкие возможности для развития межпредметных связей, проведения процесса обучения в интегрированной форме с уроками биологии, физики, географии, природоведения, обществознания, иностранного языка и т.д. Особенно эффективно проводить такие уроки позволяет сейчас возможности интерактивной доски, использования коллекций образовательных ресурсов интернета.
Корни процесса интеграции лежат в далёком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.
Великий дидактик Ян Амос Каменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
И.Г.Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязи учебных предметов. Он исходил из требования: «Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе». Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.
Процесс интеграции возник не на пустом месте. Это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний. Интеграция учебных предметов – далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не есть простая сумма отдельных учебных курсов.
Основной формой организации процесса интеграции предметов является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и больше педагогов. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определённых знаний и умений по другому. Но даже если точное указание на партнёрство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что «изолированное « преподавание нередко ущербно и недостаточно. Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же есть основание для интеграции.
Но всё же глубока основа объединения, когда учителя выявляют в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения. Чтобы воплотить замысел, достичь поставленной цели, требуется разрабатывать соответствующую технологию обучения, учитывая организацию деятельности учителя и ученика в условиях интегрированного урока.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала. Прежде всего – это способ организации учебной деятельности. Способ, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества, где мнения могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. Фактически, в процессе интегрирования, мы стираем границы между обучением и воспитанием, развивая способности каждого ребёнка.
Наряду с интеллектуальными задачами урока при использовании интегрированного подхода мы имеем возможность решать более сложные задачи:
1)формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;
2)формировать нравственные качества и эстетическую оценку предметов и явлений и таким образом постепенно воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;
3)развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал.
Технологии, которые наиболее эффективны в проведении интегрированных уроков химии – это педагогика сотрудничества, групповые технологии, проблемное обучение, игровые технологии, компьютерные технологии.
Предложим несколько образовательных ресурсов Интернета, полезных для проведения уроков химии совместно с другими предметами:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Химия.
http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.25
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. Химия и жизнь.
http://www.hij.ru/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Химия.
http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3705
Педсовет. Ру. http://pedsovet.org/