ЕСЛИ УЧЕНИК В ШКОЛЕ НЕ НАУЧИЛСЯ САМ НИЧЕГО ТВОРИТЬ, ТО И В ЖИЗНИ ОН ВСЕГДА БУДЕТ ТОЛЬКО ПОДРАЖАТЬ. Л. Толстой

Бакшеева Елена Александровна, Баркова Елена Николаевна

учителя математики МБОУ гимназии №7 г. Чехова

 

Современное образование требует от педагога воспитать творческую, активную, самостоятельную личность, которая способна решать теоретические и практические задачи, иметь четкую жизненную позицию.

Следовательно, существует необходимость в новом подходе к обучению математике.
Математика является важной учебной дисциплиной для многих профилей обучения. Она необходима будущим специалистам информационных систем, инженерам, работникам транспорта, строителям и архитекторам, экономистам и т.д. Математика имеет большие возможности для развития: логического мышления; практических действий по моделированию геометрических и реальных объектов.

Успешность изучения школьного курса математики, творческая активность учащихся на уроке зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Урок должен быть интересным и увлекательным. Поэтому необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы у каждого ученика сформировать интерес к предмету. Так как именно интерес к предмету является одним из важнейших факторов успеха в обучении. Чем ниже интерес, тем хуже результаты обучения.

Важность проблемы развития творческих способностей учащихся  обусловлена, , двумя основными причинами.

1)Снижение интереса к учебе при увеличении школьного возраста и объема учебного материала. Малыши в большинстве своем ждут от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного. К сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к учебе; но все-таки основная масса пятиклассников еще открыта для педагога, у них еще сильна мотивация к обучению. Но уже к концу десятилетнего обучения, как показывают различные психологические опросы, интерес к учебе сохраняют отдо 40 процентов учащихся. Здесь налицо противоречие между все возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Не в силах справиться с такими нагрузками, дети просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих. Мы, педагоги, часто видим причины этого в нерадивости своих учеников. Нежелание части детей учиться — своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах.

2)Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.
Еще одна проблема нашего образования заключается в противоречии между потребностью общества в творчески мыслящих людях и остающимися в основном репродуктивными методами школьного обучения. Поэтому свою цель как учителей  математики мы видим не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, но — главное — в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка.

Поэтому стоит выделить в этом направлении несколько задач:

  • поддерживать и развивать интерес к предмету;
  • формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.;
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся;
  • учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);
  • показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики;
  • учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Учение должно быть увлекательным, содержательным, без принуждения.

Этим задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Но, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики мы отводим решению задач: разных, простых, сложных, разно уровневых, практически направленных, актуальных, многовариантных по способам решения.

 Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. И эту увлеченность надо использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. При подборе заданий для нестандартного урока нужно учесть, чтобы они отвечали следующим требованиям:

  • задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку;
  • иметь практическую направленность, быть поучительными,
  • расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения;
  • задачи должны быть по возможности просты, доступны для основной массы учащихся.

Выбор типа урока зависит от изучаемой темы, особенностей класса, возраста учащихся. 
Для учащихся нестандартный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка.

 Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

      Познавательный интерес  - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

      Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.


Литература:

  1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. –М.: Просвещение, 1990. -97с.
  2. Павлова Н.  Любимые уроки математики. –М.: Эксмо, 2003. -64с.