ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (психологический практикум)

Смолик  Елена Вячеславовна, учитель биологии,

             МБОУ «Котельниковская средняя общеобразовательная школа №3»

                                                              

  Об истинно высоком нраве

судить мы по манерам вправе.

Немецкий ученый  и писатель XV века Себастьян Брант

   О чем вы думаете сейчас? Обратите внимание на свои мысли. Какая мысль проплыла, а может, пробежала у Вас в  голове? Мысль благородная,   о служении людям, а может мелкая, например, как отомстить кому-нибудь. Мысли, как облака, приплывают и уплывают, а вы остаетесь. Вы можете наблюдать свои мысли. Вы можете сказать, о чем вы думаете в данный момент. Вы можете заставить себя думать о чем-то, значит, вы  все понимаете. Ни для кого не секрет, что именно педагогов принято считать интеллигентной прослойкой любого цивилизованного общества. Не будем вдаваться в подробности, насколько это соответствует действительности. Просто обратимся к истокам. «Интеллигентус» в переводе с латинского языка и  значит «понимающий». Когда нам зачитывают Положение о нормах профессионального поведения педагогического работника, мы все  понимаем. Но в нашей школе не проходит и дня, когда это понимание по ряду причин исчезает на глазах. Где же наша педагогическая этика? Что в такие моменты определяет нашу культуру общения?

   Не совсем этично говорить о нашем воспитании, но мы попробуем дать анализ некоторых стандартных ситуаций, в которых мы не всегда знаем как себя вести.

  Глупо говорить людям, что они конфликты. Конфликты сами по себе являются постоянными спутниками общественного развития. Там, где есть люди, есть и конфликты.

  А что такое конфликт по сути своей. Это противоречие между действительным и необходимым, возможным и должным. И наша задача как раз и состоит в том, чтобы снять это противоречие. Но как показывает практика, попытки разрешать возникающие конфликты на основе здравого смысла и жизненного опыта часто терпят неудачу. Не хватает знаний. «Мы столько можем, сколько знаем» /Френсис Бекон, английский философ/.

   Как известно, «природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом» /Бернард Шоу, английский писатель/. Мать говорит дочери: «Посмотри, он делает вид, что не замечает тебя. Он тебя не уважает. Ответь ему тем же, надо иметь чувство собственного достоинства». А на самом деле тот человек глубоко погружен в свои мысли. Однако модель поведения, приводящая к негативной реакции  уже сформирована. «Мыслить по шаблону,  это  – вернейший способ завалить дело» /Джозеф Ф. Энрайт, командир подводной лодки ВМС США/.

   К сожалению, в человеческой натуре есть такая  черта: терпеть нетерпимое и не признавать очевидного. Например, мы уже давно не замечаем, что не хотим избегать языковых штампов. Во время разговора мы часто можем: беседовать о себе и своих делах; излагать хорошо известный материал; не высказывать  своего мнения; проявлять повышенное внимание к своим успехам и неудачам; монотонно и  равнодушно  вести беседу; быть визуально непривлекательным; уходить от основной темы и т.д. Беседуя именно так, мы не слышим собеседника (а мы работаем с детьми!), мы сами рождаем условия для напряженности в отношениях, совсем забывая о том, «как слово наше отзовется» /Ф.И.Тютчев/.

   А между тем люди судят о нас на  основании того: что мы делаем, как мы выглядим,  что мы говорим и  как мы это говорим. Задумывались ли вы, например,  над тем, что порой даже ваше молчание может быть красноречивее всех слов.

   Пригладитесь внимательно друг к другу во время общения. Научитесь считывать ту информацию, которую дает ваш коллега, особенно ребенок. Значительная часть напряженности уйдет и не будет повода для ненужных разговоров. Все будет ясно без слов. Этично – безусловно! Мы помним, что 92% производимого вами впечатления определено тем, как вы выглядите и звучите!

  Но как бы вы не старались соблюдать все правила  педагогической этики, существует ряд причин, которые невольно рождают ситуацию напряженности.

    К конфликтам располагает следующее поведение: высказывание коллеге (ребенку) подозрения в его негативных побуждениях и  открытое недоверие, перебивание собеседника при высказывании им своего мнения и  несдержанность,   открытое проявление личной антипатии к человеку,  постоянные или частые придирки, принижение значимости роли человека и  его отрицательная оценка, «навешивание ярлыков» и  угроза,  подчеркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу,  устойчивое нежелание признать свои ошибки  или чью-то правоту и  постоянное навязывание своей точки зрения,  неискренность и  заниженная оценка вклада человека в общее дело,  преувеличение собственного вклада и своей роли,  резкое ускорение темпа беседы, и  ее неожиданное свертывание,  игнорирование вами попыток собеседника сгладить противоречия и  совместно найти оптимальное решение возникающей проблемы.

    Даже такие показатели как  непривлекательность помещения, загрязненность, неудобные сиденья, нечистый воздух, плохое освещение могут создать напряженность. Конфликт можно легко спровоцировать, используя запрещенные приемы общения: «Да бросьте вы…», «Вы не понимаете, что…», «Вы умный человек, а говорите…».

    А не лучше ли любое предложение начинать со слов: «Мне кажется…», «Не ошибаюсь ли я, думая...», «Мне близка другая точка зрения…». Не лучше ли стараться следить за собой и упреждать конфликт самому. В этом деле много помощников, «важных мелочей повседневного этикета»: уместный комплимент, шутка,  остроумный ответ и  апелляция к достоинствам человека,  искреннее удивление и  извинение,  обращение с просьбой об услуге,  ответ с помощью вопросов и неожиданная нестандартная реакция на поведение  человека в конфликте. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой» /Павел Железнов, поэт/. Больше тепла и взаимопонимания в отношениях, ведь в школе каждый из нас не  может позволить себе «роскошь учиться на ошибках».

      Конфликт в педагогической деятельности, как известно,  легче предупредить, чем успешно разрешить. Но, как говориться, «теория без практики – ничто». Мы  предлагаем вам разрешать проблемные ситуации  их  по предложенному алгоритму. Шаг 1. В чем заключается проблема? Шаг 2. Чем вызвана проблема? Шаг 3. Каковы возможные решения проблемы? Шаг 4. Какое решение вы предлагаете? Нужно уметь видеть за поступками людей порождающие их цели, мотивы, взаимосвязи, настроения, потребности и проблемы, рождающие их.    Мы не просто пытаемся разрешить конфликтные ситуации,  мы ищем самый правильный путь в общении. 

     Но, дорогие коллеги, помните всегда,  ни один конфликт не проходит для нас бесследно. Задумывались ли вы над тем, что происходит во время конфликта? Активизируется функция надпочечников, адреналин и другие гормоны поступают в кровь, в результате чего растет давление, учащается пульс и дыхание, растет мышечный тонус, возможны спазмы сосудов. Все эти изменения изначально мобилизуют организм на  реакцию или убегания, или активной самозащиты.

     Допустим, вам хочется накричать или ударить, а вы сдерживаете, подавляете себя, изображаете спокойствие. Таким образом, реакция естественного реагирования блокируется, поднявшаяся энергия внутри организма  остается не проявленной. Напряжение от раза к разу растет и накапливается внутри человеческого организма и вот на лицо – стресс... и его последствия. Знакомьтесь и не удивляйтесь: частые головные боли и головокружения,  высокое кровяное давление и  усиленное сердцебиение,  частое или затрудненное дыхание,  напряжение мышц тела и боли в спине, шее, плечевом поясе, груди и  животе,  дрожь и нервные тики,  спазмы и связанные с ними проблемы ЖКТ,  затруднения при глотании,  сухость во рту, горле,  невнятность речи и  заикание,  повышенная потливость. Но это еще не все. Как утверждает медицина, нам присущи своеобразные профессиональные  заболевания. Представим их по мере распространенности:

1.«Менталитетная усталость». Симптомы  заболевания: потеря вкуса к инновациям,  вялость в проявлении креативных усилий,  раздражение инакомыслящими и   обострение зависти к преуспевающим.

2.«Властный снобизм». Симптомы заболевания: некорректное обращение с коллегами,   высокомерие,  подавление критики в свой адрес и  низкая толерантность.

3.«Возрастное слабомыслие». Симптомы заболевания: потеря вкуса к научному познанию и  вялость соображения,  увлечение фактическими данными и  некомфортное состояние в дискуссиях.

   Есть, о чем задуматься. Как говорит доктор философских наук Виктор Максимович Шепель «В здоровом теле – здоровые мысли». Думаю, что среди присутствующих мало кто посчитает, что он болен. Впрочем, наша цель иная.

  Теперь, мы, интеллигентусы – понимающие, можем говорить о педагогической этике, преломляя ее через призму собственного опыта в разрешении конфликтных ситуаций. Важно не забывать, что иногда чувство близости гораздо важнее, чем что-либо еще. Но если вы работаете с детьми, логика зачастую должна уступать место пониманию.

   Обратите внимание сейчас на свои мысли, о чем вы думаете? Вы можете заставить себя думать о чем-то, сказать что-то или принять какое-либо решение.

 Все я приму поученья, внушенья,

 Все наставленья в дорогу возьму, 

 Только за мной остается решенье, 

Что не принять за меня никому.

 А. Т.Твардовский

Список использованной литературы

1.Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.

2.Таранов П.С. Золотая книга руководителя. – М.: Фаир – пресс 1998.

3.Мэй А. Скрытое управление сознанием человека. Влияние и защита. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006.

4.Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006.

5.Комендант А.Г., Михайлов Г.С. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя. – М.: Народное образование, 2001.

6.Вольская В.В. Формирование имиджа педагога дополнительного образования.- серия: библиотечка для педагогов, родителей и детей, №7 – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.

7.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: Прогресс, 1990.