Сверчкова Ольга Николаевна, учитель географии МБОУ гимназии №7 г. Чехова
Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. [4]
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность выполняет функции:
1.развлекательную;
2.коммуникативную;
3.самореализации через практику деятельности;
4.игротерапевтическую - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5.диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6.функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7.межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
8.социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1.в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
2.как элементы более обширной технологии;
3.в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
4.как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
1.дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
2.учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3.учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
4.успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [2]
География как школьный предмет открывает учителю широкие возможности для применения игр в процессе обучения. Специфика предмета позволяет использовать практически все виды игр, в любом школьном курсе начиная от 6 класса и заканчивая 11 классом профильного уровня.
Приведем некоторые примеры чаще всего используемых географических игр:
Литература: