ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данченкова Светлана Николаевна, воспитатель,
 МДОУ «Райсемёновский детский сад комбинированного вида «Родничок», Серпуховский район

 

Известно, что каждый исторический период  характеризуется изменениями,  происходящими в социально-экономической, культурной и образовательной сферах. В настоящее время мы, педагоги, переживаем непростой период, связанный с нововведениями в системе отечественного образования. Это и дошкольная ступень и ступень начального школьного образования. В связи с этими изменениями мы испытываем объективные трудности в определении и реализации содержания работы с детьми в ДОУ в соответствии с уже введёнными Федеральными государственными требованиями.
Объективная действительность современного общества предъявляет новые требования к качествам личности. Современному человеку необходимо уметь реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств, возрастающей информатизации и постоянно ускоряющегося темпа жизни. Общественный запрос во многом определяет содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.
Что же составляет содержание дошкольного образования?
Прежде всего, это совокупность интегральных компонентов – направлений развития ребёнка, и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. 
С выходом ФГОС начального общего образования и Федеральных государственных требований положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. 
Такой подход реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального общего школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. 
В Большом  энциклопедическом словаре преемственность определяется как «связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые элементы».
В Федеральных государственных требованиях определено, что психолого-педагогическая работа по освоению детьми всех образовательных областей ориентирована на развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств. Задачи образовательных областей должны решаться в процессе интегрированной деятельности детей и адекватной возрасту форме (пункт 3.3).
Обновление содержания, поиск и самостоятельный выбор педагогами конкретных форм работы становится номой их деятельности, а инновационное движение в дошкольном образовании приобретает значительные масштабы. В этой связи отмечается острая необходимость в обновлении и совершенствовании программно-методического обеспечения сферы дошкольного образования, что является на сегодняшний день серьёзной проблемой для педагогов-практиков. 
В 2011 году наше уреждение «Райсемёновский детский сад комбинированного вида «Родничок» совместно с «Райсемёновская СОШ» вступили в широкомасштабный федеральный эксперимент по теме «обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и AUN. Эксперимент проходит при поддержке УМЦ «Школа 2100» и Российской академии образования». Совместно с МОУ «Райсемёновская СОШ» мы выбрали направление экспериментальной работы «Преемственность формирования интегративных качеств дошкольников и универсальных учебных действий младших школьников». Цель эксперимента – определить методические условия, обеспечивающие преемственность личностных и метапредметных образовательных результатов у старших дошкольников и младших школьников.  
В рамках экспериментальной работы на первом этапе мы обратились к нормативно-правовой  стороне и изучили основные документы Федеральных государственных требований и ФГОС.
В пункте 3.5 Федеральных государственных требований представлены планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования. Они описывают интегративные качества, которые ребёнок может приобрести в результате освоения Программы.   
Одним из системообразующих факторов эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании является формирование интегративных качеств личности.  По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребёнок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. Поэтому, становлению и развитию личностных качеств придаётся особое значение.
Давайте остановимся на представленных понятиях.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости;
сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. 
Качество – это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту. 
Для удобства и наибольшей информативной значимости интегративные качества авторами Образовательной системы «Школа 2100» выделены разными цветами и напрямую связаны с универсальными учебными действиями на начальном этапе обучения. 
Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника, в том числе морально-нравственное развитие.
Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника.
Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника.
Нельзя забывать, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает своё развивающее влияние к 7 годам. Именно поэтому 7 лет – рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. Именно в этом возрасте и обычно не ранее, ребёнок уже способен….. своё поведение и деятельность и не только в игре. В психологии говорят, что в 7 лет исчезает непосредственное поведение ребёнка, поэтому возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребёнок уже может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки для нервной системы.   
Коммуникативные качества, средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирующиеся в это время, дополнят уже сформировавшуюся личность выпускника ДОУ. 
Кроме того, в силу возникающих психологических новообразований семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но всё это происходит в том случае, если ребёнок развивался до 7 лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, общение, чтение). 
Итоговая оценка проводится при выпуске ребёнка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.
Для определения как промежуточных, так и итоговых результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. 
Уточнив все понятия и направления работы дошкольных педагогов, мы продолжили экспериментальную работу совместно с педагогами Райсемёновской школы, куда в дальнейшем приходят учиться наши воспитанники. 
ЛИТЕРАТУРА:
  1. М.Ю. Парамонова,  ж. «Воспитатель», № 2, 2012г., с.5
  2. Л.В. Трубайчук,  ж. «Начальная школа плюс до и после» №10, 2011г., с.1
  3. Концептуальные основы определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (тезисы) www.school2100