Прохоренко Марина Петровна, учитель математики,
МБОУ гимназии №7 г.Чехова Московской области
Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее формирования. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности. Диагностика уровня сформированности основных мотивов деятельности показала, что 67% учащихся 6 классов имеют ситуативный интерес, у 73% учение по необходимости, 70% учащихся имеют интерес к предмету.
Чаще всего учащиеся говорят: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, на уроке должно быть интересно. Интерес – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать интерес в виде цепочки: хочу-могу-выполняю с интересом – это важно для меня, -то видно, что интерес стоит в центре построения.
Как же сформировать интерес учащихся к предмету?
Через самостоятельность, активность, поисковую деятельность в школе и дома, разнообразие методов обучения, новизну материала и эмоциональную окраску урока.
Очень важно, чтобы у ребят не было страха перед уроком математики и на самом уроке.
В преодолении всех названных проблем помогает технология развивающего обучения Л.В. Занкова, которая с успехом может быть использована и в слабых классах. Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию.
Обучение должно идти по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше, выше;
На этом обязательный уровень заканчивается. Кто его осилит, тот идет дальше, выше – к дополнительному материалу, нестандартным задачам. Но каждый пройдет путь, который ему по силам, поэтому работают все.
Интересно, когда используется не только материал учебника, но и занимательный, эмоциональный, значимый для ученика: экологический, краеведческий, исторический, биологический и др.
Домашнее задание после таких уроков целесообразно дифференцировать на обязательное и творческое (необязательное), которое требует новых знаний, работы с дополнительной литературой, самостоятельности. Время общения с родителями в младших классах часто заключается в оформлении задачи в виде рисунка, а ведь ребята любят рисовать, даже очень слабые в математике.
Важно, чтобы все, что делается и используется на уроке: творческое задание, наглядность, рисунки ребят, - было значимым для ученика. Потребности учеников 5-6 классов отличаются от потребностей старшеклассников.
Для 6-классников (младших подростков) ведущим мотивом поведения является стремление занять достойное положение в коллективе, поэтому с ними надо организовывать больше игр, творческих заданий, личных соревнований. В игре задания варьируются так, чтобы каждый испытал чувство успеха, чтобы каждый понимал, что без знаний не обойтись. У старшего подростка появляется другая потребность – быть популярным, ему важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. И с этого момента необходимо перейти на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система дает право самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, генерировать идеи.
Первостепенной задачей, которая стоит пред учителем, является «личностно-Мотивированное обеспечение деятельности ученика», что подразумевает под собой следующее:
1. Принцип воспитывающего обучения – учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решение, развивать волю и целеустремленность.
2. Принцип ориентации на зону ближайшего развития – заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше.
3. Принцип ориентации на успех – каждый ученик имеет право быть умным на уроке.
4. Учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.
5. Принцип сотрудничества – изменение взаимоотношений между учителем и детьми, учителем и родителями: «Я рядом, мы вместе».
Требовательность и контроль должны находиться в равновесии с любопытством и интересом к жизни.
Каждый ученик имеет право:
- высказывать свое мнение и быть услышанным;
- выбирать уровень знаний;
- знать больше учителя и отстаивать свое мнение.
Каждый ученик обязан:
- добросовестно работать на уроке и дома;
- быть аккуратным при выполнении работ, соблюдать орфографический режим;
-уважать труд учителя.
Строго придерживаясь данной декларации, необходимо дать возможность ученикам двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, умение рефлексировать. А тем, кто отстает, надо вовремя прийти на помощь. Никогда нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, пропускать его успех: подготовил интересный материал – покажи, нашел другое доказательство – поделись; предложил оригинальное решение – все улыбки и аплодисменты тебе.
Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности. Здесь опять надо помочь в решении проблемы: дать возможность реабилитироваться, реально оценить свои возможности.
Нельзя придумать совершенно новую методику, а все старое, проверенное десятилетиями отбросить. Поэтому на уроке необходимо использовать различные формы работы с учащимися. Это и привычные карточки для индивидуальной работы, дифференцированные работы. Это и новый вид деятельности – тесты, игровые моменты.
Нестандартные уроки уникальны по своей сути, т.к. дают положительный заряд не только учащимся, но и учителю. Поверьте, азарт в обучении и учении – огромный стимул в двуедином учебном процессе. В игре выражают себя все принципы дидактических технологий: принцип свободного выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи.
Медицинские исследования показали, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранить голову свежей, а человека энергичным и работоспособным. И задача учителя – убедить в этом своих учеников.
Литература:
1.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. - М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.
2.Занков Л. В. Беседы с учителями. - М.: Просвещение, 1975.
3.Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова.— М.: Педагогика, 1975.
4.Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. –М.: Просвещение, 2005. -225 с.