Травкина Ольга Владимировна, учитель английского языка,
МОУ Львовская СОШ №4 Подольского района Московской области
В условиях глобализации современного мира и больших миграционных потоков все более актуальными становятся две педагогические технологии – этнокультурная и диалог культур.
Умение жить в обществе среди людей различных языков и религий, толерантность, понимание и принятие чужих обычаев, уважение к представителям других культур выделяется Советом Европы в отдельную ключевую компетенцию. Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, заложенные в новых Федеральных образовательных стандартах, содержат национальный воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Наряду с формированием российской гражданской идентичности и патриотизма, к требуемым результатам выполнения образовательной программы относится «сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире» [5]. В личностные результаты освоения образовательной программы также внесены толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность к диалогу с людьми других культур, умение находить общие цели и сотрудничать, усвоение общечеловеческих ценностей.
Таким образом, требования нового образовательного стандарта полностью совпадают с целями и задачами таких педагогических технологий как этнокультурная и диалог культур.
Обе технологии имеют одинаковые классификационные параметры. Философская основа данных технологий – диалектическая. По основному фактору развития они являются социогенными и психогенными, по уровню применения - общепедагогическими, по концепции усвоения – ассоциативно – рефлекторными. Характер содержания - светский, гуманитарный, общеобразовательный, дидактоцентрический. Преобладающие методы – объяснительно – иллюстративный и проблемный. Предполагают использование педагогики сотрудничества.
Однако у двух указанных выше технологий имеется как общее, так и противоположное, поэтому их нельзя сливать в единую, как полагают некоторые учителя. Этнокультура – это взгляд изнутри, адаптация к миру вокруг себя. Диалог культур, наоборот, предполагает взгляд извне.
«Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры» [4]. Основными целями этнокультурного образования являются этническая идентификация и общекультурная национальная интеграция. Этнокультурная идентичность формируется в результате развития нации и достигается через созданную социокультурную сферу. Для этого необходимо знание своей истории, традиций, обычаев, нравственно – духовного наследия.
Для достижения межкультурной интеграции требуются усилия всех этносов, проживающих на данной территории. Конечной целью является именно появление единого культурного, информационного и образовательного пространства. Но только во взаимодействии, в диалоге, проявляются особенности каждой отдельной культуры.
Таким образом, этнокультурная компетенция и диалог культур тесно переплетены между собой.
В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание. Целью данной технологии является формирование диалогического сознания и мышления, а также обновление предметного содержания путем сопряжения в нем различных культур, не сводимых по деятельности и смыслу. Задача в том, чтобы не разбирать, чья культура лучше, а чья хуже, а показать, что они разные, но обе имеют право на существование в силу исторических особенностей развития каждого народа. Тем самым воспитывать толерантность и уважение к другим традициям, образу мышления и поведения, без чего невозможно существование в современном многонациональном обществе.
Диалог культур Г.К. Селевко, автор книги «Современные образовательные технологии», отнес к педагогическим технологиям, которые требуют дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Так, например, в одной из школ с углубленным изучением иностранного языка программа преподавания технологии была скорректирована для возможности сравнения ведения домашнего хозяйства в России и Германии. Большие возможности реализации данной технологии имеются на уроках истории, литературы, искусства. Однако использование данной технологии даже не требует особенной переработки программ по иностранному языку.
Дело не только в большом объеме страноведческого материала, заложенного в любой учебник по иностранному языку. Современные УМК предполагают ориентацию на формирование диалогового мышления. Так, например, линия К.Кауфман, М. Кауфман «Happy English.ru», имея единую сюжетную линию и богатый страноведческий материал, закладывает диалог культур в программу курса. После изучения политической системы (Парламента Великобритании), 8 класс, предлагается сравнить ее с нашей политической системой. По окончании раздела, посвященного Гражданской войне в США, 9 класс, идут вопросы, была ли Гражданская война в России. В 11 классе сравниваются системы высшего образования России, США и Великобритании и т.д. Но сюжетная линия построена так, что даже при отсутствии заданий на прямое сравнение традиций или систем разных стран, постоянно затрагивается вопрос различия обычаев, мышления, поведения.
Большие возможности по реализации концепций Диалога культур предоставляют внеклассные мероприятия на иностранных языках. В нашей школе, как, наверное, и во многих других, регулярно проводятся праздники на двух или трех языках, целью которых является не только повышение интереса к предмету, но и сравнение обычаев проведения их в России, Англии, Германии. Одним из лучших таких мероприятий был праздник «Пасха. Easter. Ostern», сценарий которого размещен по электронному адресу http://festival.1september.ru/articles/519439/ .
В 2012 году в Подольском муниципальном районе была проведена научно – практическая конференция старшеклассников «Английская литература в нашей жизни», одним из основных условий выступающих было показать, как органично английская литература вошла в нашу жизнь, и какое влияние русская литература оказала на английскую. Результаты были ошеломляющие. Дети смогли найти такие факты, о которых не знали многие взрослые.
Одновременно проходила районная научно – практическая конференция на немецком языке, где шла речь о достопримечательностях Москвы, связанных с Германией.
Интересно прошел семинар районного методического объединения учителей иностранного языка Подольского муниципального района «Диалог культур» в 2011 – 2012 учебном году. Семинар проходил на базе МОУ Михайловская СОШ, поскольку эта школа могла наилучшим образом продемонстрировать данную технологию. В школе работает фольклорный ансамбль. Участники ансамбля показали программу «Праздник осени на Руси», а учителя иностранного языка приготовили программу осеннего праздника Хэллоуин. В нашей стране многие считают, что празднование Хэллоуина следует запретить из- за упоминания нечистой силы. Однако мало кто знает, что в праздник урожая славяне тоже вывозили куклу домового на саночках и всячески его ублажали. Более того, на один из праздников урожая, а у славян их было три, брали свежий хлеб и несли его к реке, чтобы задобрить речных духов. Мы привыкли видеть только различия, а наш фольклор показывает, что, возможно, у осенних праздников разных стран изначально были общие корни. Только в силу исторических различий далее они развивались по – своему.
Следует отметить, что работа фольклорного ансамбля, в котором участвуют не только русские дети, наилучшим образом способствует формированию этнокультурной компетенции.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение проблем формирования этнокультурной компетенции и толерантности, принятия и уважения других культур следует осуществлять в комплексе.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Григорьева Е.И. «Современные этнокультурные технологии» // Сайт «Современные технологии социально - культурной деятельности», режим доступа http://nashaucheba.ru/v40332/григорьева_е.и._современные_технологии_социально-культурной_деятельности?page=(дата обращения 18.09.2012).
2..Королева Г.М. «Технология формирования этнокультурной компетентности в современном образовательном сервисе», Сборник «Современные образовательные технологии и методики: актуальные вопросы теории и практики», под общей редакцией Трусовой Л.А., г. Чехов, ООО «Студия Полиграфии», 2012
4.«Современные этнокультурные технологии в организации досуга» // Сайт «NPARK», режим доступа http://www.npark.ru/sovremennye-yetnokulturnye-texnologii-v-organizacii-dosuga-page11.html (дата обращения 12.10.2012).
5.«Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования», Проекты ФГОС общего образования //Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации, Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения 04.11.2012).