ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Урядченко Татьяна Евгеньевна, преподаватель истории, ГБОУ НПО ПУ № 119 МО

В условиях нынешних бурных преобразований образовательные учреждения, как никогда раньше, нуждаются в повышении качества образовательных услуг, что и побуждает многие коллективы обратить свои взоры в сторону науки, развернуть собственные исследовательские проекты.

Исследование – это процесс выработки новых знаний, процесс творческого познания мира. Такого рода деятельность, как исследование, необходима, поскольку она содействует развитию индивидуального творчества, не говоря уже о ее практическом влиянии на жизнь человека, ведь научное исследование – непосредственная производительная сила общества.

 Исследовательская деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса при ближайшем рассмотрении обнаруживает деление на два основных направления. С одной стороны, можно выделить организацию исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочное время, с другой – собственную научно-исследовательскую работу педагога. Оба варианта исследования в ходе образовательного процесса на практике тесным образом связаны друг с другом.

 Исследовательская деятельность педагога включает следующие компоненты: совокупность усилий, направленных педагогом на формирование теоретической базы своей практической работы; процесс самостоятельной выработки нового знания педагогом на основе научных методов познания; процесс организации исследовательской деятельности учащихся.

Эксперимент – это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в контролируемых и управляемых условиях, результатом которых является новое знание, выделение существенных факторов, влияющих на результаты образования. Эксперимент служит для формирования комплекса материалов доказательства эффективности (неэффективности) авторской программы, учебного пособия. По итогам эксперимента регистрируются выявленные факты, предлагаются конкретные рекомендации по изменению программы, концепции и содержания учебного пособия, констатируются положительные и негативные результаты (например, по внедрению ФГОС).

Эксперимент решает проблему демократизации учебного процесса, изменения характера взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений внутри учебного микросоциума (входящая, коррекционная психодиагностика). Эксперимент может быть направлен на развитие памяти, восприятия, мотивации, мышления, внимания (дидактические средства, поэтапный мониторинг). Он может служить задачам активного позитивного воздействия на личность учащегося на основе включения механизмов самоорганизации учебного процесса, самообразования и самовоспитания.

Исследование (эксперимент) педагога в основном носит прикладной характер. Поэтому тема эксперимента определяется значимой для учителя и образовательного учреждения проблемой, назревшими трудностями, желанием педагога «погрузиться» в интересующую область. В качестве темы эксперимента может быть выбрана задача систематизации всего предыдущего опыта в виде единой авторской системы преподавания своего предмета. В теме эксперимента должен быть заложена установка на конечный конкретный результат (в первую очередь на формирование определенных компетентностей).

В ходе реализации эксперимента осуществляются  пошаговые действия с постоянной диагностикой промежуточных результатов, сравнение с контрольным объектом (группой, программой, методикой), а также постоянная корректировка элементов технологического планирования на основании  результатов промежуточной диагностики.

На основе этой работы решается образовательная проблема, создается авторская методика,  программа, тиражируемый опыт (какая проблема решалась, что проверялось, как, какими способами, какова эффективность, выполнение цели и задач и т.д.).

Трансформация любого учебного материала в объект научного исследования позволяет усилить мотивационные моменты образовательного процесса, повышает эффективность усвоения знания. В процессе реализации проекта предполагается ориентация на развитие и саморазвитие личности учителя, при одновременном создании условий для развития личности учащегося. Принципиальным положением проекта является формирование исследовательской культуры как цели и желаемого результата качества образования.

Последователь И. Г. Песталоцци немецкий педагог-демократ А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”. Исследовательская деятельность учащегося – это, в первую очередь, процесс самостоятельного добывания учащимся нового знания. Эта деятельность может иметь самые различные формы, – от применения исследовательских приемов на уроке до оформления научно-исследовательских работ. Но все формы обязательно предполагают, что деятельность учащихся производится на условиях сотрудничества.

Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс. С одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной  активности ученика в его собственную [1,2]. Метод проектов как нельзя лучше отвечает решению этой задачи и активизации творческой активности учащихся. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, они становятся средством в образовании. Поэтому я занимаюсь практико-ориентированным проектированием со своими учениками. История и обществознание предоставляют огромные  возможности для этой деятельности. Проектные работы по обществоведческим дисциплинам  могут быть исследовательскими, экспериментальными, информационными. Примерами таких работ являются исследования «Моя родословная», «Судьба моей семьи в истории страны», «Бизнес школа», «Путеводитель по Серпухову», «Серпухов торговый, купеческий», «Быт и нравы эпохи…», «Кулинарные шедевры и пищевые пристрастия народов мира», «Герб группы», «Герб семьи», «Выборы как форма политического участия» и т.д.  Результаты исследования учащиеся представляют в форме альбомов, презентаций, моделей, паспарту, чертежей, экскурсий, блюд.

«Обучая других, обучаешься сам». Интуитивно понимая эту закономерность, подросток, изучивший что-то, часто стремится рассказать об этом другим. Защита - вершина исследовательской работы и один из главных этапов обучения исследовательской деятельности. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть “публичной”. В ходе защиты подросток учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки:

 - значимость и актуальность выдвинутых проблем;

 - корректность используемых методов исследования;

 - активность каждого участника проекта;

 - доказательность принимаемых решений;

 - умение аргументировать свои заключения, выводы;

 - эстетика оформления;

 -умение отвечать на вопросы оппонентов.

 В ходе работы учащихся над проектами успешно реализуются следующие цели:  вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности подростков, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Смысл и значение методической деятельности современного педагога состоит в обеспечении компетентного, действенного и эффективного управления развитием учащихся, переходом на качественно новый уровень преподавания, в  осуществлении глубоких и системных инноваций, в основе которых лежит исследовательская деятельность.

 ЛИТЕРАТУРА:

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000, №9, с. 177-180.

Коротаева Е. Уровни познавательной активности.// Народное образование. 1995, №10 с. 156-160.