Колодич Ольга Петровна, учитель географии, МБОУ СОШ Чехов-3
В современном мире система образования должна формировать новые качества – инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В свете современных требований профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить из них.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников [7].
В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно-ориентированной концепции образования, предполагающей развитие творческого мышления на основе организации обучения, способствующей творческому усвоению знаний. Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности [5].
Вместе с тем, по-прежнему актуальна точка зрения, согласно которой обучение в целом есть вид научного познания, и исследовательская деятельность школьников является результатом особенности процесса обучения, по сравнению с научным исследованием (в субъективном личностном плане сравнимым с результатом научного исследования).
Исследовательская работа подразумевает личностно-ориентированный подход учителя, то есть она возможна с одним учащимся или с группой, при четком распределении обязанностей.
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Краеведческий материал создает благоприятную основу для воспитания в учащихся любви к родной природе, земле, своему краю. В процессе изучения своего края школьники усваивают не только конкретные знания, понятия, делают научные выводы, но и вооружаются такими элементами мировоззренческих, философских знаний, соответствующих их возрасту и развитию [4].
Особенно велико значение краеведческого подхода в решении вопросов экологии и охраны окружающей среды.
Учащийся, заинтересованный географией, безусловно, может изучать вулканы Камчатки и проблемы озера Байкал, но ведь главной задачей будет работа на местности по вопросам исследования. Поэтому самыми «выгодными» будут темы краеведческого направления, то есть объекты природного и антропогенного характера, до которых не трудно и не дорого добраться ученику и преподавателю.
Уже в 50-60 гг. многие школьники вели исследовательские работы и даже делали интересные, именно научные открытия [3]. Но такого массового распространения как сейчас проектная работа среди школьников не велась. Это связано в первую очередь с изменениями в поощрениях и проведении различных научно-исследовательских конференций среди школьников.
В настоящее время у ребят есть стимул попасть на конференции более высокого ранга. А победа на некоторых из них может принести хороший денежный приз или даже путевку в университет. Так, например, сегодня ставь лауреатом на Всероссийском конкурсе туристско-краеведческого движения «Отечество» учащийся 11 класса может предъявить свою грамоту во многие ВУЗы страны и пройти на основе собеседования. А это очень важное средство стимулирования и формирования познавательного интереса.
Понятие исследовательская деятельность школьников в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами. Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих исследовательских навыков у учащихся [1].
Общие основы проведения с учащимися исследовательской работы на первый взгляд кажутся понятными любому учителю, что же касается практики – здесь существуют некоторые особенности. В проведении любой исследовательской работы можно выделить шесть основных этапов.
1 этап - можно сравнить с рекламой или «пиар-кампанией», когда учитель должен не просто заинтересовать ребенка, а завлечь его любыми средствами в проектную деятельность. Показать учащемуся, на сколько важен и интересен будет его труд, какие плоды и результаты он может принести не только ему, но и быть значимым на школьном или общественном уровне;
2 этап – сбор всевозможной информации по выбранной проблеме (работа в библиотеках, архивах, в интернете и т.д.)
3 этап - наверное, самый главный, значимый и интересный для учащегося - это полевые исследования на местности совместно с одним учащимся или группой (по замыслу педагога), если работа социального характера – то возможно проведение социологического опроса, беседы с людьми, занимающимися данными проблемами.
4 этап – обработка полученных результатов (камеральные работы), обработка социального опросника и т.д.,
5 этап – непосредственное оформление работы в виде текстового материала, схем, таблиц, диаграмм, карт, фотоприложения и т.д.
6 этап – оформление презентации или наглядного материала, подготовка доклада для защиты на конкурсах и конференциях,
Общие основы проведения с учащимися исследовательской работы на первый взгляд кажутся понятными любому учителю, что же касается практики – здесь существуют некоторые особенности. Например, в физико-географическом направлении существуют определенные специфические методики, и зачастую, учитель-географ не всегда владеет такими методиками и следовательно не может провести полноценную исследовательскую работу с учащимися даже на уровне 6-7 класса.
В ходе проведения различных научно-исследовательских конференций и заслушивания многих детских докладов в физико-географическом аспекте, можно увидеть и сделать замечания даже на начальном этапе работ.
Любое оформление и написание исследовательской работы по физической географии начинается с физико-географической характеристики района или местности исследования. То есть, положения места или точки относительно значимых в природном, культурном и социальном плане объектов: горных вершин, хребтов, рек, озер, болот; памятников культурного и архитектурного наследия; магистралей, дорог, городов, поселков и т.д. Как показывает практика не все педагоги, а следовательно, и ученики придерживаются этой последовательности.
К тому же не всегда полученные результаты совпадают с ожидаемыми результатами, поэтому на этапе обработки данных необходимо критически посмотреть на весь материал, что-то оставить, а от чего-то отказаться. Но бывает, когда кажется, что все это нужно, а материала очень много. Значит надо пообщаться с коллегами и попытаться объяснить свой найденный результат, довести до слушателя доходчиво и обстоятельно.
Основная проблема в исследовательских работах на географическую тематику состоит в том, что не хватает именно специфических географических исследований. Зачастую это связано с нехваткой или отсутствием простейших географических приборов (например, нивелиров, барометров, гигрометров и т.п.) в школах. Так большим преимуществом пользуются школы, которые расположены в городах-наукоградах или рядом с ВУЗами, с которыми возможно установление контактов и научно-практическое сотрудничество.
Одной из задач современного образования является воспитание человека, интересующегося и неравнодушного к проблемам окружающей среды, сопредельной территории, решение которых необходимо и должно происходить в повседневной жизни человека. Рассматривая региональные, местные географические и геоэкологические проблемы в процессе исследовательской работы, учащиеся получают первоначальные знания о глобальных проблемах на Земле. Благодаря проектной деятельности у учащихся развиваются творческие способности, они овладевают различными навыками и могут проявить максимум самостоятельности в собственном исследовании.
Литература:
1.Беловолова Е.А. От практических работ к практико-ориентированным проектам / География и экология в школе XXI века № 3, 2006.
2.География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся \ авт.-сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с.
3.Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие / Авт.-сост. Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
4.Малышева Г.А. Школьное географическое краеведение. / Научно-методический журнал «География в школе» № 1, 2005.
5.Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979.
6.Соколова Г.А. «Приемы и средства вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность» / 2008.
7.Ялышева Л.В. Формирование познавательного интереса у школьников / География и экология в школе XXI века № 1, 2005.