МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Седова Марианна Игоревна, педагог-психолог МОУ гимназии №1, г. Серпухов

            Методика воспитания рассматривается как совокупность способов организации воспитательного процесса и как отрасль педагогического знания, в которой изучаются и создаются способы целесообразной организации процесса воспитания. Частью этой методики является методика социального воспитания – это и теория и практика социального воспитания [3, 305].

            В общем плане методика  в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения, например социально-педагогической работы с детьми подросткового возраста с отклоняющимся поведением. Главным, определяющим элементом, фактором деятельности является метод. Метод (от греч. – путь исследования, теория, изучение) – это путь достижения заданной цели. Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение личности. Как способ практического преобразования действительности метод представляет собой совокупность определенных, относительно однородных приемов, операций, применяемых в практической деятельности для решения конкретной задачи ее целенаправленного изменения.

            Кроме метода в социально-педагогической профилактике отклоняющегося поведения детей подросткового возраста в условиях школы широко используются понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются учителем или воспитателем для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути, не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели.

            Рассмотрим наиболее общие методы, используемые в социально-педагогической профилактике отклоняющегося поведения подростков.

1.Убеждение и упражнение. Эти методы используются уже с клиентами, у которых по каким-либо причинам не сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения человека, что способствует формированию убеждений. Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. Упражнения необходимы для того, чтобы сформировать у развивающегося подростка нравственное поведение. Метод упражнения связан с формированием у ребенка определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий (упражнений) и многократных повторений.

2.Рассказ и лекция – монологические формы метода, которые ведутся от одного лица – педагога или воспитателя. И тот, и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ используется в работе с младшими детьми, он непродолжителен по времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция применяется для старшего подросткового возраста детей. Лекция более продолжительна по времени, в ней рассказ используется как прием.

3.Беседа и диспут – диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самой личности. Поэтому большую роль в использовании этих методов играет: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа – это вопросно-ответный метод. Эффективность беседы будет зависеть от умения педагога задавать необходимые вопросы, какие использует он примеры и насколько обоснованно их приводит.

4.Методы коррекции, к которым относятся поощрение и наказание. В педагогической практике отношение к этим методам неоднозначное. Например, А.С. Макаренко утверждал, что наказывать надо обязательно, это не только право, но и обязанность педагога В.А. Сухомлинский считал, что в школе можно воспитывать без наказаний. А.С. Макаренко писал о том, что замечания нельзя делать спокойным ровным голосом, воспитанник должен чувствовать возмущение педагога. В.А. Сухомлинский был убежден, что слово педагога должно, прежде всего, успокаивать ребенка. Вся история социально-педагогической мысли свидетельствует о том, что методы коррекции (поощрение и наказание) – сложнейшие способы воздействия на личность ребенка.

5.Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения подростка без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения.  При необходимости поступки и слова наблюдаемого записываются и тщательно анализируются. Перед наблюдением составляется план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

6.В социально-педагогической профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях школы используются психологические методы. Широко используются такие методы как наблюдение (внешнее, самонаблюдение, свободное, стандартизированное и др.), опрос (письменный, устный, свободный и др.). Одним из наиболее распространенных психологических методов является тестирование.

            Сложным, но комплексным методом социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях школы может быть метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности [1,124].  Перевоспитание – это прежде всего изменение образа жизни ребенка на основе обогащения его социально ценным опытом [4, 145].

            Методика реализации метода реконструкции характера подростка предполагает его вовлечение в процесс совершения социально ценных, нравственных поступков. Это способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных в поведении подростка. Поэтому важным в ходе реализации этого метода профилактики отклоняющегося поведения подростка является вовлечение его в процесс, побуждать его к совершению морально ценных поступков, включать подростков в коллективную, социально полезную, творческую деятельность, ставить его в ситуацию успеха. В результате такого подхода происходит переосмысление, переоценка ценностей, перестройка сознания, преобразование личности подростка. Учитель или воспитатель помогает подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Важным в этой работе является тот факт, чтобы подросток поверил в реальность целей этой работы.

            Методика практической реализации метода реконструкции характера подростка в ходе социально-педагогической профилактики предполагает ее поэтапность. Во-первых, этап изучения социально-педагогической и психологической характеристики подростка и окружающей его среды. Во-вторых, обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, побуждение его интереса к той или иной деятельности. В-третьих, это процесс накопления подросток нравственных принципов, положительных качеств, поступков. Важно для педагога постоянно контролировать этот процесс и при небольших изменениях поощрять ребенка, направляя его дальше на улучшение своего поведения. Цель учителя в работе с подростками состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, и самостоятельно находить пути решения своих проблем. В этом ему помогает ориентация на идеал, который он находит с помощью педагога.

            В-четвертых, это этап перевоспитания – самовоспитание, когда подросток должен самостоятельно выйти из кризиса.

            На всех перечисленных этапах социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков учитель или воспитатель выступает в роли консультанта. Работая с этим подростком педагог составляет на него психологическую характеристику.

            Кроме рассмотренных методов, используемых в профилактической работе с подростками с отклоняющимся поведением используются методы и целенаправленного воздействия [2, 187].

В общеобразовательной школе больше всего проблем возникает у подростков и педагогам приходится их решать. Для определенной части подростков характерным является отклоняющееся поведение, которое формировалось у них в семье. В этих условиях нельзя допускать его закрепление или усиление в условиях школы. Необходима целенаправленная социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения подростков со стороны всего педагогического коллектива школы.

 Литература:

1.Василькова Ю.В. Социальный педагогика: педагогический опыт и методы работы. – М.: Издат. центр «Академия», 2010. – С. 124.

2.Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – С. 187.

3.Каптерев П.Ф. Метод и его применение //Изд. соч. – М.,1982. - С.40; Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М.,1997.- С.305.

4.Шептенко П..А., Воронина Г.А.Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие.-М.: Издат. центр «Академия», 2002. – С.145.