ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МАЛЫХ И БОЛЬШИХ ГРУППАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Шаповалова-Спиридонова Марина Владимировна, учитель английского языка,

ГБОУ СОШ № 726, г. Москва

Особенности предмета «Иностранный язык» предполагают то оптимальное (10-12 человек) количество учащихся, когда процессы формирования, развития и совершенствование коммуникативных навыков и умений является самым эффективным. Но демографическая ситуация сегодня такова, что классы численностью менее 24 человек становятся распространенным явлением для простых общеобразовательных школ. Речь идет о классах численностью  до 24 учеников, которые согласно Постановлению Совета Министров СССР № 468 от 27 мая 1961 года  «Об улучшении изучения иностранных языков», не делятся на подгруппы. Как следствие, учителя, успешно и продуктивно работающие, набравшие огромный опыт при работе в подгруппах до12-13 человек, испытывают  в колоссальные трудности при работе с целым классом.

И задача педагога найти в новых условиях оптимальные  стратегии взаимодействия с учениками, не допустить потерю интереса к дальнейшему изучению предмета у мотивированных учащихся и тем более у одаренных детей, которые показывают достойные результаты на окружном и городском уровне. Они требуют  особого внимания к ним, и наша задача вовлечь их в новые виды деятельности, раскрывающие и развивающие  их таланты. Речь в данном случае идет о том, что наиболее распространенной формой взаимодействия учителя с учениками в условиях работы в малой подгруппе является фронтальная работа, которая обнаруживает свою несостоятельность при работе с целым классом, особенно на этапе развития и совершенствования коммуникативных навыков и умений, а также на этапе развития  грамматических навыков. Это превращается  в потерю времени и сил учителя и даже в панику от того, что мотивированные учащиеся недополучают нашего внимания.  Становится очевидным, что в условиях работы с целым классом учителю необходимо особенно бережно сохранить то, что ему удалось достичь при работе с группой в 10 человек. Юных «звездочек»  очень легко «потерять», когда время уходит на банальное поддержание дисциплины в целом классе. 

Именно в такой ситуации в этом году оказалась я с 4 и 5 классами. Вопрос методики преподавания иностранного языка в больших группах до конца не изучен, в литературе практически не представлен. Учитель сам ищет пути выхода из создавшейся ситуации. Часть приемов и форм работы с одаренными и мотивированными детьми, которые показали эффективность их использования в малых подгруппах, могут быть с успехом использованы и при работе с целым классом. Речь идет о следующих формах работы:

1. Организация персональной выставки творческих (художественных) работ учащихся в рамках выполнения ученических мини-проектов в начальной школе. Например, во 2 классе при проведении урока культуроведения знакомимся с выдающимися художниками англоговорящих стран, с их манерой письма. Для тех моих учеников, которые посещают художественную школу, это прекрасная возможность творческого роста и одновременно стимул для дальнейшего изучения английского языка. С какой гордостью они развешивали свои произведения искусства для всеобщего обозрения. Цель урока была достигнута – создана атмосфера для духовного, нравственного и лингвистического образования и воспитания. В случае работы с целым классом этот прием себя оправдывает полностью. Порой мы даже не подозреваем о том, как талантливы наши дети.

2. Ученик в роли учителя. Этот прием рекомендуется применять на  старшей ступени обучения. Он хорош тем, что для одаренных в учебном плане детей это великолепная возможность повышения самооценки, уверенности в себе и своих возможностях, в своих лидерских и ораторских качествах. Есть редкая категория учащихся, обладающих одновременно артистическими и учебными талантами. Для них – это идеальная возможность сольного выступления. Например, для них я даю специальное домашнее задание: подготовить такое объяснение для нового грамматического явления, чтобы оно осталось в памяти, а главное, затронуло сознание неуспешных учащихся. Прием работает и при работе с целым классом. Можно в этом случае разделить материал между докладчиками-ораторами. Дети ждут таких заданий, им нравится, когда их внимательно слушают, а для этого они должны найти нужные слова и интонацию. А это своего рода театр одного актера, творчество.

3. Выездные концерты. Этот вид работы проводится в начальной школе для первого знакомства первоклассников с тем с новым предметом. Готовим небольшой концерт, в котором задействована вся подгруппа, каждый ученик. Но и здесь уже видны будущие артисты. Они готовятся к таким выступлениям, подбирают костюмы, любят сам процесс репетиции. Полезно снимать на камеру такие яркие выступления, они потом еще долго являются позитивным эмоциональным фоном для дальнейшего изучения иностранного языка: новых песен, стихов, диалогов. Этот прием создает атмосферу театра, ощущение как перед выходом на сцену.

4. Использование игровых приемов. Удивительно, как некоторые игры рождаются именно во время преодоления педагогических трудностей. Некоторые игры общеизвестны, другие придуманы автором или родились в процессе общения с детьми. Сегодняшние современные младшие школьники часто гиперактивны, они приносят эту активность в школу, и часто бывает трудно найти достойное применение ей. Им требуется много нашего внимания (вернее они требуют его своим поведением, возможно от того, что их главные потребности, к сожалению, не удовлетворены, я имею в виду потребность в любви, ласке и внимании). Но есть и универсальные игры, которые годятся абсолютно для любого возраста. И одна из таких игр «Цифровое лото». Это авторская разработка, которая успешно используется  на уроках английского языка. Дети любят и ждут такие уроки. Целью данной игры является формирование и развитие лексических навыков употребления числительных от 1 до 99. Одновременно происходит формирование навыков аудирования, совершенствование произносительных навыков. Так, например, прием, которые используют учителя русского как иностранного при трудностях дифференциации местоимений русского языка, можно успешно применять и на уроках английского языка, слегка видоизменив форму. Они используют размеченный на три части круг. Каждая часть – свой род. Видоизменив круг в ромашку, можно получить вариант игры для отработки местоимений в английском языке. Вариаций работы с ней много.  В старших классах та же ромашка может использоваться для составления зрительной опоры.

            Наши зарубежные коллеги задачу обучения иностранному языку в больших группах решают давно и успешно. Речь идет об организации учебной работы в группах. Мировая практика знает успешное использование стратегии групповой работы. В качестве примера для подражания можно привести JimRose, автора учебников Go! и Energy. Его результаты при работе с группами до 50 и более человек впечатляют. Но таких уникальных и суперталантливых методистов-педагогов мало. Для этого надо обладать определенными творческими способностями и, безусловно, харизмой.

 Какие же конкретные советы можно дать учителям, оказавшимся в аналогичной ситуации? Как создать творческую созидательную среду для развития одаренных детей в условиях изучения иностранного языка в целом классе? Сначала необходимо разделить класс на подгруппы. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. Сразу же отметим, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Помимо этого при комплектовании групп необходимо учитывать психологическую совместимость членов группы. Сам процесс деления на подгруппы можно провести в форме интересной игры, например, с поиском недостающих частей в пословице или каких-то устойчивых знакомых всем словосочетаний, где  фантазия поможет  избежать конфликтов и излишней суеты. Предлагаю следующую систему деления на подгруппы. Деление может происходить в игровой форме, но во избежание излишней суеты среди учащихся, учитель заранее отрабатывает этот прием деления на нескольких предыдущих уроках. За 2-3 урока можно достичь быстрого и оперативного деления класса на группы.  Деление происходит следующим образом: учитель заранее готовит 5 рисунков/фото. Разрезает каждый рисунок/фото на 4 части, одну часть каждого рисунка/фото отдает 5 ученикам. Этих учеников учитель заранее выбирает. Это, как правило, успешные, мотивированные учащиеся, и их следует включать по одному в каждую группу. Таким образом, каждая группа обеспечила себе в своем составе сильного ученика. А вот как далее сложится распределение по группам, это неведомо никому. Разрезанные оставшиеся кусочки рисунка/фото предлагаются на выбор остальным ученикам. Выбрав кусочек рисунка, ученики начинают искать подходящие фрагменты. Сначала они принципиально находят ученика среди 5, которому принадлежит их кусочек. Потом начинается сбор целой картинки/фото. Это довольно шумный процесс, но он нравится ученикам. Этот момент поиска членов своей группы можно использовать как физкультминутку, поскольку ученики покидают свои места, двигаются по классу, немного отвлекаются от урока. В таком делении, безусловно, присутствует элемент случайности. Следует достигать каждый раз такого деления за более быстрое время, чтобы это происходило привычно и быстро. Это организовывает ребят действовать обдуманно и рационально. С этого момента начинается групповая работа.

Но группа способна трудиться успешно лишь при оптимальном распределении функций между ее членами. В этом плане интересна идея назначения  так называемых наблюдателей. Это прекрасная возможность поддержать творческий потенциал одаренных детей, которые и избираются на эту роль. Как правило, они великолепно справляются со своей задачей. После представления результатов работы каждой группой они делают свои дополнительные сообщения.  Этот прием повышает не только мотивацию изучения предмета у этих учеников, но и повышает самооценку учащихся. Так, например, при закреплении употребления простого настоящего времени, наиболее распространенная ошибка - это потеря окончания s/es в третьем лице единственного числа. Чтобы успешно справиться со своей  персональной задачей наблюдателя, ученик должен внимательно слушать товарищей и сам не пропустить момент ошибки. Это развивает внимательность, усидчивость учащихся.

Каждый член новой группы является равноправным речевым партнером. При таком подходе сокращается количество учеников, не работающих на уроке, что является, на мой взгляд, самой главной «головной болью» при работе с целым классом. Далее необходимо четко и ясно объявить задание для каждой группы, критерии оценивания, время выполнения и форму представления результатов работы группы. Такая форма работы идеально подходит на этапе совершенствования речевых умений, для отработки изученных лексических и грамматических конструкций. Не секрет, что групповая организация взаимодействия учителя и учеников требует от преподавателя больших сил, внимания, терпения по сравнению с фронтальной работой. На первых порах присутствовал и беспорядок,  и не успевала проконтролировать работу всех групп. Для начала,  нужно научить ребят работать в группе, поскольку поначалу  прослеживалась неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке. Это требует дополнительного времени, терпения педагога. Но решив все организационные вопросы, можно с уверенностью констатировать, что работа учителя по созданию творческой среды для развития одаренных и талантливых учащихся выражается в высоких результатах его учеников не только на окружных, но и городских конкурсах и фестивалях. Конструируется такая система отношений, которая позволяет как можно полнее раскрыть, использовать и развить творческий потенциал и возможности каждого. Думается, что всех этих факторов вполне достаточно, чтобы групповая работа заняла на уроках достойное место.