Рассыпных Валентина Ивановна, Пророкова Ольга Шамильевна,
воспитатели МДОУ «Райсеменовский детский сад «Родничок», Серпуховской район
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашей стране были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром. Причём воспитание нужно начинать с истории и духовного наследия своей малой Родины- села.
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. По словам А.С.Макаренко, «именно в семье и под руководством родителей растёт будущий гражданин». Всё, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Проектная деятельность- одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Мы также активно используем метод проектов, что даёт возможность значительно повысить самостоятельность и активность детей, а также способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному закону на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей. Любой проект- продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека.Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам. Поэтому проектно- исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Педагогическая ценность проектов определяется:
- возможностью осуществления его силами ребёнка или коллектива группы;
- содержанием в нём новых проблем;
- умениями и навыками, которые ребёнок развивает в ходе работы над проектом;
- заинтересованностью ребёнка в работе над проектом.
Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребёнка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:
- выделение и постановка проблемы( выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материалов;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)
В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:
1.исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
2.ролево- игровые ( театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.информационно- практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);
4.творческие( оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).
Проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
Одним из первых в деятельности нашей группы был проект «Моя малая Родина!». Это долгосрочный, исследовательский проект. Его цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
В качестве основных задач Проекта были определены:
- воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду;
- создание эмоционально благополучной атмосферы дома и в детском саду;
- побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для родного дома, семьи, детского сада;
- упражнения детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
Участниками Проекта стали: воспитатели старшей группы, воспитанники ДОУ и их родители.
Проект осуществлялся в период с сентября по май в несколько этапов:
- организационно-подготовительный;
- основной;
- итоговый.
На организационно-подготовительном этапе были обозначены проблема и тема будущего Проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того были подобраны иллюстративный материал, художественная литература, музыкальное сопровождение, пословицы и поговорки по теме, материальное оснащение; разработаны необходимые материалы; конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме Проекта; составлен план его реализации.
С родителями воспитанников проводилась организационная и подготовительная работа. Была проведена групповая консультация, в ходе которой педагоги объяснили родителям цели и задачи проекта, совместно обсудили формы сотрудничества и возможную помощь в его реализации.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию Проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе использовались различные виды детской деятельности. Проведены занятия: «Мой дом- моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Моя Родина- Россия», сюжетно- ролевые игры «Семья», «Школа»; заучивали пословицы, поговорки о семье, дружбе; занятия по изобразительной деятельности: «Моя деревня», «Моя семья», «Наша Родина», также был организован конкурс рисунков «Герб семьи».
В рамках проекта проводились экскурсии по родному селу, беседы о достопримечательностях, знакомство детей с историей села, памятниками, знаменитыми людьми. В ходе реализации проекта велась активная работа с родителями. Было организовано родительское собрание на тему: «Мой край родной».
Кроме того в группе был оформлен уголок патриотического воспитания, систематизирован методический материал для музыкальных тематических занятий и развлечений.
Участие в данном творческом проекте позволило нам расширить свой профессиональный опыт, найти необычные способы взаимодействия с детьми и их родителями.
Прекрасным завершением проекта стало открытое мероприятие по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников «Моя малая Родина», на которое были приглашены педагоги Серпуховского района, учителя из Райсеменовской школы, дети и их родители.
По завершении проекта работа по патриотическому воспитанию в ДОУ не прекращается. Проводятся экскурсии к историческим местам села: в школьный музей «Русская изба», к Святому источнику д. Райсемёновское.
Участие в Проекте стало для детей способом удовлетворения познавательной активности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к семье, родственникам, окружающему миру, природе родного Подмосковья. Совместная проектная деятельность помогла родителям объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.Помимо этого дети научились продуктивному взаимодействию друг с другом. Наша работа была направлена на то, чтобы у детей появилось чувство гордости за своё село, уважение к его истории, людям, которые здесь живут и работают.
Таким образом, Проект «Моя малая Родина» показал необходимость формирования компетентности в вопросах патриотического воспитания детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу. Дошкольники учились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнёрами, объединяться в группы значительно вырос за период проектной деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом- проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Ведь только заинтересовав каждого ребёнка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается ещё и в том, что он даёт возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
По завершении работы над проектом мы поделились своим опытом, представили презентацию своего проекта с папками достижений своих воспитанников, детскими и взрослыми коллективными работами.
Таким образом, методическая работа в рамках проектной деятельности способствовала выработке исследовательских умений педагогов, сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектная деятельность увлекла нас, качественно повлияла на повышение нашего профессионально- личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма.
Литература:
1.Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:М.АРКТИ,2006.
2.Майер.А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. Научно- практический журнал.- 2008.№3.
3.Тебенёва.Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ.2007.№1.