ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бурцева Валентина Викторовна, заведующая филиалом и преподаватель по классу синтезатора,

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №3» г.Серпухов Московской области

 

            Повышение качества образования – одна из основных задач, декларированных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г.

Основные задачи на современный период деятельности школ искусств таковы:

  • введение в действие федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам обучения,
  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения,
  • обеспечение педагогическими кадрами,
  • создание системы педагогического мониторинга и проведение экспертизы качества образовательного процесса и т.д.

Оценка качества образования проводится на основе материалов, получаемых путем сбора статистических данных, итоговой аттестации учащихся, различного рода проверок, аттестации педагогических кадров, мониторинга образовательного процесса и отдельных его предметов, а также процедур лицензирования и исследования рынка труда и занятости.

В ДМШ сложились следующие направления оценки качества образования:

  • итоговая аттестация выпускников, включающая в себя выпускные экзамены по всем предметам,
  • лицензирование образовательного учреждения,
  • самоанализ деятельности образовательного учреждения,
  • профессиональная аттестация преподавателей,
  • мониторинг уровня обученности на основе проведения диагностики образовательных достижений учащихся,
  • внутришкольный контроль, направленный на определение уровня обученности и социально-психологического развития учащихся и т.д.

Разработана и претворяется в жизнь система оценки качества образования на региональном, муниципальном и школьном уровне:

    1. статистическая отчетность,
    2. дополнительные данные, собираемые на основе специальных обследований,
    3. результаты социологических опросов,
    4. результаты тестирования учащихся,
    5. статистическую отчетность по труду, демографическую, финансовую отчетность, статистику по работе с несовершеннолетними и т.д.

Недостаточно полно ведется работа по созданию единой системы оценки качества образования в образовательном учреждении дополнительного образования детей - нет системы показателей и индикаторов качества на муниципальном уровне.

Практика оценивания, основанная на данных внутришкольного контроля имеет существенные недостатки в плане игнорирования индивидуальных достижений каждого учащегося, отсутствия измерительного инструментария, стихийности контроля.

Понятие «качество образования» трактуется по-разному. Это степень соответствия результатов УВП их социально обусловленному нормативу, уровень базовых знаний и сегодня это федеральные государственные требования в сфере деятельности ДМШ и ДШИ.

Федеральные государственные требования (далее ФГТ) в системе дополнительного образования детей  учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

ФГТ разработаны с учетом:

  • обеспечения преемственности программы по музыкальному инструменту и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
  • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

ФГТ ориентированы на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Результатом освоения программы по музыкальному инструменту согласно ФГТ является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства: знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений; знания музыкальной терминологии; умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;  умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений; навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений; навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах; первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки: знания музыкальной грамоты; знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений; первичные знания в области строения классических музыкальных форм; умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, навыков восприятия элементов музыкального языка; сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства; навыков анализа музыкального произведения; навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; навыков записи музыкального текста по слуху; первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результатом освоения предпрофессиональной программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства: знания репертуара, знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений, умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки: первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства; первичные знания и умения в области элементарной теории музыки, умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур), навыков сочинения и импровизации музыкального текста,  навыков восприятия современной музыки.

Список литературы

1.Н.Б.Фомина «Оценка качества образования» часть 1, 2, 3, 4.Методическое пособие. М.:УЦ.ПЕРСПЕКТИВА,2009.

2.ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ от 12.03. 2012г. № 161 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства».

3.ФЗ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ст.9 п.9.1