Бурцева Валентина Викторовна, заведующая филиалом и преподаватель по классу синтезатора,
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №3» г.Серпухов Московской области
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларированных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г.
Основные задачи на современный период деятельности школ искусств таковы:
Оценка качества образования проводится на основе материалов, получаемых путем сбора статистических данных, итоговой аттестации учащихся, различного рода проверок, аттестации педагогических кадров, мониторинга образовательного процесса и отдельных его предметов, а также процедур лицензирования и исследования рынка труда и занятости.
В ДМШ сложились следующие направления оценки качества образования:
Разработана и претворяется в жизнь система оценки качества образования на региональном, муниципальном и школьном уровне:
Недостаточно полно ведется работа по созданию единой системы оценки качества образования в образовательном учреждении дополнительного образования детей - нет системы показателей и индикаторов качества на муниципальном уровне.
Практика оценивания, основанная на данных внутришкольного контроля имеет существенные недостатки в плане игнорирования индивидуальных достижений каждого учащегося, отсутствия измерительного инструментария, стихийности контроля.
Понятие «качество образования» трактуется по-разному. Это степень соответствия результатов УВП их социально обусловленному нормативу, уровень базовых знаний и сегодня это федеральные государственные требования в сфере деятельности ДМШ и ДШИ.
Федеральные государственные требования (далее ФГТ) в системе дополнительного образования детей учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
ФГТ разработаны с учетом:
ФГТ ориентированы на:
Результатом освоения программы по музыкальному инструменту согласно ФГТ является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства: знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений; знания музыкальной терминологии; умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле; умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений; навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений; навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах; первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки: знания музыкальной грамоты; знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений; первичные знания в области строения классических музыкальных форм; умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, навыков восприятия элементов музыкального языка; сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства; навыков анализа музыкального произведения; навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; навыков записи музыкального текста по слуху; первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения предпрофессиональной программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства: знания репертуара, знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений, умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки: первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства; первичные знания и умения в области элементарной теории музыки, умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур), навыков сочинения и импровизации музыкального текста, навыков восприятия современной музыки.
Список литературы
1.Н.Б.Фомина «Оценка качества образования» часть 1, 2, 3, 4.Методическое пособие. М.:УЦ.ПЕРСПЕКТИВА,2009.
2.ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ от 12.03. 2012г. № 161 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства».
3.ФЗ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ст.9 п.9.1