СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Лукасевич Елена Витальевна, к.п.н., заместитель директора по УМР,

представитель руководства по качеству

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» 

В 2003 году Россия присоединилась к Болонским соглашениям, официально закрепив свое участие подписанием Берлинского коммюнике. В этой связи российское образование, как и образовательные системы других стран, претерпевает серьезные изменения: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом. Обращение к вопросу о совершенствовании системы оценки качества образования (далее — СОКО)  на данном этапе - актуально.

 В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В то же время для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя. Оценка качества образования в этом случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждом отдельном образовательном учреждении. 

На международном уровне волна внимания к данной проблеме обусловлена в первую очередь тем, что, согласно положениям Болонской декларации, европейские страны начали связывать взаимное признание документов об образовании с наличием систем независимой оценки его качества. Для продвижения в этом направлении национальные системы образования всех европейских стран, в том числе и России, в ближайшее время должны решить ряд общих проблем:

- распределение ответственности по обеспечению качества образования между государством и образовательными учреждениями; 

-разработка национальных систем оценки качества образования, включая внутреннюю оценку в образовательных организациях ( системы менеджмента качества в ОО) с привлечением обучающихся и публикацией результатов в печати;

- обеспечение разработки системы сопоставимых контрольно-оценочных материалов и процедур, их сертификация, аккредитация программ и образовательных организаций, проведение сравнительных международных обследований в области оценки качества образования. 

Из возможных и ближайших по времени направлений решения этих проблем наиболее важными для российского образования являются: 

-обеспечение конкурентоспособности отечественной системы среднего и высшего профессионального образования как на общеевропейском, так и на мировом «рынках труда;

- выработка общих подходов к созданию нового поколения стандартов в России и Европе (стандартизация образовательных программ и результатов обучения, введение кредитов как методики подсчета трудозатрат и др.); 

-согласование условий для взаимного признания степеней и квалификаций; 

-введение сопоставимой двухуровневой системы обучения в высшей школе (бакалавр-магистр); 

-разработка набора критериев оценки эффективности образовательной деятельности (нагрузка, уровень, результаты образовательных достижений, компетентности и компетенции, профиль);

- обоснование принципов оценивания и создание национальной системы оценки качества образования на всех его уровнях . 

 Обращение к вопросу о совершенствовании системы оценки качества образования (далее — СОКО)  на данном этапе – актуально для нашего российского образования как никогда.

Во-первых, потому что качество образования в последние десять лет стало одной из ключевых тем российской образовательной политики  поскольку, проблема качества образования это — проблема качества жизни.

Во-вторых, Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — № 273-ФЗ), внес существенные коррективы относительно качества образования в образовательных организациях, например, такие как:

1) в ст. 2 п. 29 закрепил само понятие «качество образования», под которым понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, ФГТ и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»;

2) взамен раннее отнесенного к компетенции образовательного учреждения  (ст. 32 п. 24) «обеспечения функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении» предлагается «проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» (13 ст. 28 части 3 п. 13).

В-третьих, в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., системным приоритетом определяется повышение качества результатов образования на разных уровнях. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики. Потому одной из задач программы определено — создание современной СОКО на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. 

В-четвертых, система оценки является одним из базовых элементов ФГОС нового поколения, которые поэтапно вводятся в практику с 2010 г. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на достижение разнообразных образовательных результатов: предметных (знания, умения и навыки), метапредметных (когнитивных, коммуникативных, решение проблем в жизненных ситуациях и т.п.), личностных (система ценностей, интересов, мотивации и др.).

В-пятых, начиная с 1988 г., Россия принимает активное участие практически во всех международных исследованиях качества общего образования, проводимых Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements) и Организацией экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Co-operation and Development).

Таким образом, обобщая вышеизложенное, мы можем констатировать, что формирование СОКО является одним из ключевых приоритетов развития образования в РФ. Создание СОКО призвано обеспечить участников образовательных отношений всех уровней образования, гражданские и общественные институты, работодателей и представителей бизнес-структур надежной и достоверной информацией о состоянии и развитии системы образования на разных уровнях.

 Проблема создания СОКО рассматривается как формирование совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты. 

 Концепция построения СОКО основывается на следующих основных принципах: профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, справедливость, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития и международное сотрудничество.

Для обеспечения  функционирования СОКО в настоящее время созданы следующие условия: 

 

№ п/п

Характеристика

1

В субъектах РФ имеются следующие документы /материалы: положения о республиканских системах оценки качества образования; положения о региональных системах оценки качества образования; регламенты региональных систем оценки качества образования; регламенты проведения общественной экспертизы качества образования; положения о регламентах системы оценки качества образования; методические рекомендации по формированию / развитию региональных СОКО и др

2

В ОО разработаны и действуют: положения о внутреннем мониторинге оценки качества образования; положения о системе оценке качества образования; программы/подпрограммы «Управление качеством образования в ОО»; программы мониторинговых исследований в ОО и др

Необходимо заметить, что перечисленные выше организационно-распорядительные документы материалы не являются обязательными и исчерпывающими, поскольку нормативная правовая база формируется как субъектом, так и ОО самостоятельно в зависимости от уровня полномочий, компетенции, а также специфики и имеющихся особенностей. 

Как правило, нормативное поле СОКО в ОО представлено несколькими локальными нормативными актами 

Основной печень локальных нормативных актов СОКО

1

Положение о внутреннем мониторинге оценки качества образования

2

Положение о системе оценки качества образования

3

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения/ системе оценивания и периодичности промежуточной аттестации обучающихся / системе оценивания, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся

4

Положение о организации текущей и итоговой оценке достижений обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы

5

Положение о внутреннем контроле

6

Положение о портфолио обучающегося

7

Положение о портфолио педагога

8

Положение о работе с электронным журналом и электронными дневниками обучающихся

При этом очень важно, чтобы при определении нормативного поля, регулирующего обеспечение функционирования СОКО в ОО оно должно соответствовать в первую очередь требованиям устава организации; во вторую — обеспечивать преемственность соответствующих документов на уровне своего субъекта (по вертикали) и на уровне своего ОО (по горизонтали),

 в-третью очередь — следует понимать, что по мере введения ФГОС на соответствующей ступени образования необходимо иметь новые, самостоятельные локальные акты, отвечающие их требованиям.  

Еще один немаловажный момент, требующий внимания, поскольку локальные нормативные акты, регулирующие систему оценки качества образования в ОО, имеют отношение ко всем участникам образовательных отношений, то в рамках нормы №273-ФЗ (ст. 30, п.3), следует учитывать, что «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников ОО, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов)».

Это означает, что при их разработке и обсуждении необходимо привлекать всех участников образовательных отношений, осуществлять правовую экспертизу через коллегиальные органы организации, в том числе, и через Управляющий совет ОО.

Не следует также забывать, что в соответствии с действующим законодательством, ОО обязано представлять объективные сведения о достигнутых результатах как минимум, в трех документах: публичном докладе (отчете) ОО; годовом отчете ОО; результатах самообследования. Для чего в ОО определяется порядок подготовки, согласования и представления результатов образовательной деятельности и их утверждения. Обычно в ОО имеется «Положение о публичном докладе (отчете) ДОУ №00 », «Положение об Управляющем совете МОУ СОШ № 00», в которых разграничиваются полномочия и закрепляются обозначенные позиции

Представление результатов в открытом пространстве накладывает существенную ответственность не только на руководителя  образовательной организации, но и на всех участников образовательных отношений. В связи с чем очень важно, выстроить работу по совершенствованию системы оценки качества на уровне каждого структурного подразделения, творческой и/ или рабочей группы и т.

 Основные этапы становления/ развития СОКО должны прослеживаться (быть отражены) в: основной ОП (по ступеням образования); плане внутреннего контроля; плане внутреннего мониторинга/ программе мониторинговых исследований; программе развития ОО и / или программе «Управление качеством образования в ОО» и др.

Руководитель образовательных организаций должены привлекать всех участников образовательного процесса к формированию (совершенствованию) СОКО, к ее обсуждению, поскольку согласно части 3 п.10 ст. 47 №273-ФЗ, педагогические работники имеют право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ОО, в том числе через органы управления и общественные организации.

В рамках настоящей статьи  очерчен лишь круг общих вопросов, детальное рассмотрение которых  возможно рассмотреть в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА 

1. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2004. № 3. 

2. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М., 2003. 

3. Зона европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года //Будущее европейского образования: Болонский процесс (Сорбонна—Болонья—Саламанка—Прага) / Сост. Е.В.Шевченко. СПб., 2002. 

4. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации/ Высшее образование сегодня. 2005. № 1. 

5. О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)) // Решение коллегии Федерального агентства по образованию. 2004. № 3/1.