ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Королева Татьяна Юрьевна, методист, преподаватель ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов;

Кибка Галина Вячеславовна, методист ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов

Ещё совсем недавно исследование  рассматривалось как  узкоспециальная деятельность научных работников. Сегодня оно – важнейшая составляющая любой профессиональной деятельности. Поэтому  развитие  исследовательских компетенций обучающихся можно рассматривать как одну из приоритетных задач  среднего профессионального образования. 

На наш взгляд, наиболее успешно эта задача реализуется в процессе прохождения  учебной и производственной практики, которая является обязательным разделом основной информационной образовательной программы, обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Остановимся на одном из видов учебной практики по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», проводимой в рамках освоения ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». Этот вид практики получил название «Внеурочная деятельность в области духовно-нравственного направления»; проводится по окончании 4 семестра, в концентрированной форме. В качестве отчётной документации выступают отчёт по практике, план-сетка воспитательных мероприятий, конспект занятия (экскурсии), самоанализ занятия. Используются различные виды работ. Прежде всего, это определение целей и задач, планирование внеурочной работы в области духовно-нравственного воспитания; подбор и использование методической литературы и других источников информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в области духовно-нравственного воспитания. Важнейшей формой работы  является составление планов (конспектов) внеурочных занятий (экскурсий), с учетом возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Далее - анализ и обсуждение отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, методистами, руководителем педагогической практики. Итогом работы становится подготовка и оформление необходимой документации. 

Руководитель практики и методисты вместе с обучающимися заранее определяют тему, над которой будут работать, намечают цели и задачи практики в соответствии с выбранной темой, а также выбирают форму проведения итоговой встречи. Как правило, это защита проектов. С одной из таких работ мы и хотим вас познакомить. 

В 2011-2012 учебном году для данного вида практики была выбрана тема «Добро, которое нас окружает». На краеведческом материале обучающиеся должны были изучить историю благотворительности в нашем городе.  Объектом исследования студентов одной из подгрупп стал приют для животных «Зоозащита+», существующий в нашем городе на благотворительных началах.  Предмет  исследования  - работа приюта в условиях современного города.  Цель работы – изучение современного этапа благотворительности. Для достижения поставленной  цели нужно было решить следующие задачи:

- изучить материалы по данной проблеме, используя архивы, краеведческий отдел библиотеки, Интернет-источники;

- посетить приют для животных, познакомиться с его работой;

- обобщить материал, представив результаты исследования в слайд-фильме.

Методы исследования – анализ и синтез материала по выдвинутой проблеме, а также такие методы сбора и накопления данных, как наблюдение и опрос. 

При выборе темы, объектов, цели и задач исследования руководствовались принципами, определёнными в ряде методических разработок по вопросу формирования исследовательских компетенций. Прежде всего, это принцип системности, предполагающий структурированность материала исследования, а также соотнесённость содержания развития исследовательской компетенции обучающихся с содержанием   учебных дисциплин. 

В соответствии с принципом модульности материал был разделён на логически завершённые части и дополнен методическими рекомендациями, направленными на активизацию самостоятельной работы обучающихся.

Выбор содержания исследовательской деятельности был сделан в соответствии с принципом профессиональной направленности: материал должен раскрывать роль исследовательской компетенции в будущей профессии. 

Также отбор учебного материала определялся принципом творческой активности:  необходимо было создать  поле для активной самостоятельной работы обучающихся и стимулировать их творческое мышление.

Работа осуществлялась поэтапно. Начальный, адаптационный этап  предполагал формирование у обучающихся мотивации, необходимой для включения в исследовательскую деятельность. На следующем этапе происходило усвоение основной части содержания исследования. Установление взаимосвязи между этим содержанием и практической деятельностью осуществлялось на третьем, творческом этапе. В задачи методистов и руководителя практики входило, прежде всего, создание благоприятных условий для самостоятельной творческой работы обучающихся, в процессе которой, собственно, и формируются исследовательские компетенции.

Результат исследования в виде доклада и слайд-фильма был представлен на итоговой встрече. 

Таким образом, различные виды учебной и производственной практики как нельзя лучше способствуют освоению и совершенствованию исследовательской компетенции, которая, в свою очередь, позволяет нашим выпускникам в течение всей жизни поддерживать высокий уровень профессионального мастерства.

Литература

1.  Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др. М., 2008.

2.  Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Наука и образование. 2004. № 3..

3.  Основина В. А. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. Ульяновск. 2008.

4.  Пономарчук П. Н. Содержание и диагностика исследовательской компетенции студентов-юристов // Право и образование. 2009. № 11. 

5. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск. 2006.