СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Абросимова  Ирина Александровна, преподаватель психологии,

 ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов

Вопрос исследовательской деятельности студентов  продолжает оставаться актуальным и в настоящее время.

Формирование учителя, который бы соответствовал современным требованиям, начинается со студенчества. Выпускник должен быть исследователем, новатором, разработчиком новых технологий образования и воспитания. Овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению педагогической проблемы является одним из основных условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов.

Учебно-исследовательская работа студентов в нашем учебном заведении представляет собой наиболее эффективный метод подготовки качественно новых специалистов. Она максимально развивает, индивидуальные способности, творческое и креативное мышление исследовательские навыки студентов, позволяет осуществлять подготовку инициативных специалистов, развивать, глубину мышления, научную интуицию, творческий подход к восприятию знаний и практическое применение их для решения организационных и  прикладных задач, а также воспитывает у студентов умение работать в коллективе. Как известно, под учебно-исследовательской деятельностью студентов понимается  деятельность по приобретению теоретических и практических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания. Все это является условием и средством развития у студентов творческих исследовательских умений. Она предполагает наличие основных ее видов:

– выполнение лабораторных работ;

– участие в предметных олимпиадах;

– подготовка докладов;

– курсовые, выпускные квалификационные работы;

– написание рефератов;

– выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в   период учебных и производственных практик;

Производственная практика в нашем колледже является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя и носит длительный и непрерывный характер. Такой подход обеспечивает фундамент для основных педагогических умений и навыков у будущих учителей. По мнению К.Д. Ушинского  "метод преподавания можно изучить из книг или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой". 

На учебной и производственной практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, так как познание и результативное освоение ее возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений. Именно в процессе деятельной и долговременной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что  побуждает обучающихся к самообразованию. 

Производственная практика студентов нашего колледжа по профессиональному модулю «Классный руководитель» проводится на базе общеобразовательных учреждений разных типов. В период данного вида практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя.

Содержание программы и методические рекомендации  обеспечивают качественную подготовку будущего преподавателя к творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога-воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе. Программный материал дает будущему преподавателю целостное представление о профессиональной деятельности по формированию психолого-педагогическихисвойствиличности.

Содержание данного вида практики по психолого-педагогическому блоку строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива школьников; выполнение методической и исследовательской работы.       

На протяжении многих лет я являюсь методистом производственной практики. Мною подобраны задания и разработаны методические рекомендации по изучению школьного коллектива, которые отвечают государственному образовательному стандарту и позволяют сформировать у будущих преподавателей комплекс психолого-педагогических умений.

Коллектив класса при его изучении должен рассматриваться с точки зрения воспитательных возможностей. А это во многом зависит от характера и содержания коллективной жизни и деятельности учащихся. Прежде всего, важно выявить отношение классного коллектива к учению: насколько добросовестно ученики класса относятся  к своим учебным обязанностям, заинтересованы лимучебнымимдисциплинамимимкакими. 

Важно обратить внимание, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ребята успехи и неудачи своих товарищей, насколько учебная деятельность объединяет ребят, борются ли они за высокую успеваемость. Известно, что характер жизни коллектива проявляется и вне занятий. Студент  выявляет, охотно ли школьник участвует в общественном труде, в интересных и полезных делах школы, возникает ли трудовое сотрудничество, взаимопомощь, которые формируют у детейшчувствощколлективизма. 

Во время анализа содержание и формы коллективной деятельности класса, необходимо особенно отметить, как она связана с жизнью всего школьного коллектива, а также следует обратить внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как они во многом определяют воздействие коллектива на личность и её самочувствие.

Как известно, не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными и значимыми среди обучающихся. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей.

Таким образом в ходе исследования студенты убеждаются, как учителю важно знать состояние межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование  личности.

Из курса  психологии студенты знают о социометрических методах исследования межличностных отношений в коллективе. В период производственной практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд.  В нашем случае мы используем данный метод для накопления фактического материала об учащихся, чтобы составить характеристику класса.

Изучение классного коллектива  осуществляется поэтапно на внеклассных  занятиях, и проводятся в игровой форме с использованием современных информационных технологий. После  обработки полученных результатов студенты заполняют матрицу социометрического исследования. По данным социометрии строят социограмму, фиксирующую и отражающую картину эмоциональных предпочтений, систему «симпатий» и «антипатий» между учениками   путем осуществления каждым учеником определенных «выборов» по заданному критерию.             

Для написания характеристики класса студенты также используют  методику «Какой у нас класс?», целью которой является изучение степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни класса, а также примерную программу по изучению ученического коллектива.

Вот некоторые из высказываний студентов на завершающем этапе по изучению коллектива:

  • «Я никогда не думала, что при помощи психологических методик можно получить так много сведений о классе!» (Настя С.)
  • «Мне очень понравилось занятие, где мы знакомились с классом. Чувствуешь себя исследователем». (Вася С.)
  • «Я совсем по-другому теперь буду относиться к психологии. Оказалось, что мы много знаем, умеем и можем применить свои знания на практике» (Мария И.)
  • «Я со страхом думал о том, что в конце практике мне нужно будет писать характеристику класса. А после этого занятия набралось столько материала, что я легко справился с заданием. Было очень интересно!» (Никита П.)

Анализ результатов производственной практики показывает: исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки инициативного, высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, который способен критически мыслить и продолжать воспринимать и применять инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.

Список литературы:

1.Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст] /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. — М.: Академия, 2007. — 128 с.

2.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2008. — 208 с.

3.Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С.А. Лебедева, С.В. Тарасов // Практика административной работы в школе. — 2003. — № 7. — С. 41—44

4.Леонтович А.В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей) [Текст]/ А.В. Леонтович. — М.: МГДД(Ю)Т, 2003. — 110 с.

5.Пастухова И.П. основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ. средн. Проф. учеб. заведений [Текст] /И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. — М.: Академия, 2010. — 160 с.

6.Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности [Текст] /С.Л. Рубинштейн. //Учен. Зап. Высш. шк. Г. Одессы. — Одесса, 1922. — Т. 2. — С. 106.

7.Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. — 2005. — № 1. — С. 30—33.