Абросимова Ирина Александровна, преподаватель психологии,
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов
Вопрос исследовательской деятельности студентов продолжает оставаться актуальным и в настоящее время.
Формирование учителя, который бы соответствовал современным требованиям, начинается со студенчества. Выпускник должен быть исследователем, новатором, разработчиком новых технологий образования и воспитания. Овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению педагогической проблемы является одним из основных условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов.
Учебно-исследовательская работа студентов в нашем учебном заведении представляет собой наиболее эффективный метод подготовки качественно новых специалистов. Она максимально развивает, индивидуальные способности, творческое и креативное мышление исследовательские навыки студентов, позволяет осуществлять подготовку инициативных специалистов, развивать, глубину мышления, научную интуицию, творческий подход к восприятию знаний и практическое применение их для решения организационных и прикладных задач, а также воспитывает у студентов умение работать в коллективе. Как известно, под учебно-исследовательской деятельностью студентов понимается деятельность по приобретению теоретических и практических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания. Все это является условием и средством развития у студентов творческих исследовательских умений. Она предполагает наличие основных ее видов:
– выполнение лабораторных работ;
– участие в предметных олимпиадах;
– подготовка докладов;
– курсовые, выпускные квалификационные работы;
– написание рефератов;
– выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
Производственная практика в нашем колледже является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя и носит длительный и непрерывный характер. Такой подход обеспечивает фундамент для основных педагогических умений и навыков у будущих учителей. По мнению К.Д. Ушинского "метод преподавания можно изучить из книг или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой".
На учебной и производственной практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, так как познание и результативное освоение ее возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений. Именно в процессе деятельной и долговременной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что побуждает обучающихся к самообразованию.
Производственная практика студентов нашего колледжа по профессиональному модулю «Классный руководитель» проводится на базе общеобразовательных учреждений разных типов. В период данного вида практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя.
Содержание программы и методические рекомендации обеспечивают качественную подготовку будущего преподавателя к творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога-воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе. Программный материал дает будущему преподавателю целостное представление о профессиональной деятельности по формированию психолого-педагогическихисвойствиличности.
Содержание данного вида практики по психолого-педагогическому блоку строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива школьников; выполнение методической и исследовательской работы.
На протяжении многих лет я являюсь методистом производственной практики. Мною подобраны задания и разработаны методические рекомендации по изучению школьного коллектива, которые отвечают государственному образовательному стандарту и позволяют сформировать у будущих преподавателей комплекс психолого-педагогических умений.
Коллектив класса при его изучении должен рассматриваться с точки зрения воспитательных возможностей. А это во многом зависит от характера и содержания коллективной жизни и деятельности учащихся. Прежде всего, важно выявить отношение классного коллектива к учению: насколько добросовестно ученики класса относятся к своим учебным обязанностям, заинтересованы лимучебнымимдисциплинамимимкакими.
Важно обратить внимание, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ребята успехи и неудачи своих товарищей, насколько учебная деятельность объединяет ребят, борются ли они за высокую успеваемость. Известно, что характер жизни коллектива проявляется и вне занятий. Студент выявляет, охотно ли школьник участвует в общественном труде, в интересных и полезных делах школы, возникает ли трудовое сотрудничество, взаимопомощь, которые формируют у детейшчувствощколлективизма.
Во время анализа содержание и формы коллективной деятельности класса, необходимо особенно отметить, как она связана с жизнью всего школьного коллектива, а также следует обратить внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как они во многом определяют воздействие коллектива на личность и её самочувствие.
Как известно, не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными и значимыми среди обучающихся. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей.
Таким образом в ходе исследования студенты убеждаются, как учителю важно знать состояние межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование личности.
Из курса психологии студенты знают о социометрических методах исследования межличностных отношений в коллективе. В период производственной практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд. В нашем случае мы используем данный метод для накопления фактического материала об учащихся, чтобы составить характеристику класса.
Изучение классного коллектива осуществляется поэтапно на внеклассных занятиях, и проводятся в игровой форме с использованием современных информационных технологий. После обработки полученных результатов студенты заполняют матрицу социометрического исследования. По данным социометрии строят социограмму, фиксирующую и отражающую картину эмоциональных предпочтений, систему «симпатий» и «антипатий» между учениками путем осуществления каждым учеником определенных «выборов» по заданному критерию.
Для написания характеристики класса студенты также используют методику «Какой у нас класс?», целью которой является изучение степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни класса, а также примерную программу по изучению ученического коллектива.
Вот некоторые из высказываний студентов на завершающем этапе по изучению коллектива:
Анализ результатов производственной практики показывает: исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки инициативного, высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, который способен критически мыслить и продолжать воспринимать и применять инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.
Список литературы:
1.Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст] /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. — М.: Академия, 2007. — 128 с.
2.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2008. — 208 с.
3.Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С.А. Лебедева, С.В. Тарасов // Практика административной работы в школе. — 2003. — № 7. — С. 41—44
4.Леонтович А.В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей) [Текст]/ А.В. Леонтович. — М.: МГДД(Ю)Т, 2003. — 110 с.
5.Пастухова И.П. основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ. средн. Проф. учеб. заведений [Текст] /И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. — М.: Академия, 2010. — 160 с.
6.Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности [Текст] /С.Л. Рубинштейн. //Учен. Зап. Высш. шк. Г. Одессы. — Одесса, 1922. — Т. 2. — С. 106.
7.Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. — 2005. — № 1. — С. 30—33.