Молчанова Татьяна Геннадьевна, заместитель директора по воспитательной работе
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов
В условиях современного развития российского общества, когда остро стоит вопрос о повышении уровня духовной культуры молодежи, ее активности, инициативы, самореализации, требуются значительные преобразования социально-культурной сферы, в частности, досуга, так как именно он содержит огромный потенциал духовного и личностного саморазвития молодого человека.[1]
В связи с этим особую значимость в данном проблемном поле приобретает вопрос воспитательного значения досуга учащейся молодежи. Коммерциализация и вестернизация сферы досуга в России обострила проблему заполнения свободного времени этой социально-демографической группы культурными личностно-развивающими занятиями. Для учащейся молодежи, являющихся потенциальным и реальным интеллектуальным ресурсом общества, занимающихся энергозатратным умственным и управленческим трудом, актуализируется проблема досуга не просто как сферы рекреации, а позитивного деятельностного развития личности, формирования ее социально-творческого потенциала. В этой связи важно обнаруженное учеными влияние на сферу неорганизованного досуга тенденций молодежных субкультур (A.C. Запесоцкий, Т.Б. Щепанская),[9,10] появление новых престижных для молодежи форм досуговых занятий (туризм, электронные коммуникации), куда не входит социальное творчество личности. Все это делает значимой педагогическую проблему наполнения досуга молодежи, открытого для различных влияний, личностно-развивающими социально-творческими занятиями.
Молодежь и ее лидеры являются потенциальным субъектом гражданских инициатив в силу психовозрастных особенностей (предрасположенность к новизне, нетерпимость к рутине) и противоречивости социально-статусных ролей; для того чтобы стать реальным субъектом социально-творческого процесса, лидерам молодежи необходим организационно-педагогический инструмент инновирования и создание условий для формирования и продвижения гражданских инициатив.
В Государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж» разработана своя модель образовательно-воспитательной системы работы с учащейся молодежью. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует содержание учебно-воспитательной работы во всех звеньях системы образования колледжа: учебные занятия, внеурочную жизнь учащейся молодежи, разнообразную деятельность (в том числе научную и социально-творческую), общение и строится с учетом типа образовательного учреждения, его материальной базы, уровня педагогического коллектива и состава учащейся молодежи и социального заказа.
С целью формирования социально-культурных гражданских инициатив молодежи ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» в сфере досуга, развития массового и дворового спорта, в колледже работают разнообразные проекты: «Будущее в молодых руках», «Маленькое чудо», «Быть добру!», «Антикафе «Темная сторона», «Жизнь на равных».
Модель воспитательной работы колледжа строится на основе Концепции воспитательной работы, которая предусматривает формирование у молодежи колледжа социально-культурных гражданских инициатив. Работа основывается на целевых программах по воспитательной работе «Гражданин и патриот», «Экология», «Здоровье», «Нравственность и духовность», «Семья», «Профессионал», «Творчество», «Я выбираю жизнь». Ведущими идеями и задачами проектов является:
1.Создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского, личностного и профессионального самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
2. Воспитание активной социальной позиции молодежи.
3. Разработка механизмов выявления талантливой и творчески одаренной молодежи через систему творческих объединений, кружков, спортивных секций, участия в конкурсных мероприятиях, социально-культурных инициатив.
В систему управления моделью воспитательной работы входит Совет обучающихся - общественное объединение обучающихся колледжа, центр самоуправления.
Проект «Будущее в молодых руках!» нацелен на реализацию индивидуальных способностей, талантов, интересов обучающихся, решение задачи формирования нравственной и эстетической культуры, национального самосознания, готовности к творческому созиданию. Для этого в колледже создана система внеклассной и кружковой работы. В колледже работают творческие коллективы и спортивные секции, которыми руководят высококвалифицированные специалисты, среди них: театр танца «Русь», образцовая балетная студия “Сильфида”, вокальная группа «Ветер перемен», театр теней «Ультрамарин», танцевально-спортивный клуб для лиц с ограниченными возможностями «Танцы на колясках», молодежный театр миниатюр , театр моды “Вступление”, ВИА “Агро-саунд”, театр моды отделения “Дизайн”, кружок «Духовное краеведение Подмосковья», патриотический клуб «Русичи», хореографический ансамбль «Балагуры»; спортивные секции по волейболу, баскетболу, настольному теннису, футболу, мини-футболу, армейскому рукопашному бою, легкой атлетике, общей физической подготовке, лыжам. В общей сложности в творческих коллективах и секциях занято около 700 человек.
Все коллективы являются неоднократными победителями областных и международных конкурсов, а спортсмены колледжа в течение последних лет занимают первые места в городской и областной спартакиадах среди обучающихся среднего профессионального образования.
Реализация проектов «Маленькое чудо» и «Быть добру!» включает в себя проведение нескольких этапов (акций), среди них «Детская мечта», «Доброе сердце», «День добра». Основной целью проектов является помощь в реализации добровольческих инициатив, направленных на помощь детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей; помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, ветеранам Великой отечественной войны и педагогического труда, решить проблему дефицита любви, заботы и ласки данной категории людей.
Тематическое поле проекта «Антикафе «Темная сторона» - пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся колледжа. Реализация проекта предполагается через такие социально-культурные инициативы обучающихся колледжа, как проведение акции «Дерево Жизни», кулинарного поединка здорового питания «Быть добру», телемоста против наркотиков «Если б я был наркоман», молодежного слета за ЗОЖ «Презентация социальных патологий», акции «ЛЕГКИМИ дорогами» в жизнь», конкурса флешмоб «Билет в будущее».
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» с первого сентября 2013 года стало пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования. Для ведения образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями в колледже созданы необходимые условия.
Проект «Жизнь на равных» - это реализация социально-культурных гражданских инициатив молодежи колледжа через их умение создать условия в колледже для социальной адаптации обучающихся инвалидов, принять данную категорию обучающихся, помочь им жить, учиться на равных. В колледже созданы условия для развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями с учетом их индивидуальных потребностей в организации образовательного процесса и досуга. С октября 2013 года в колледже создан танцевально-спортивный клуб (ТСК) для инвалидов-колясочников (руководитель С.Д.Трусова). Участники этого клуба продемонстрировали первые результаты на турнире «Танцующий город» (Серпуховский район), на Всероссийском турнире «Русская зима» (г. Санкт – Петербург), празднике «Рождественские встречи» Главы Серпуховского муниципального района, мероприятии «Кубок Победы» в Серпуховском районе.
В колледже созданы необходимые условия для укрепление позитивных тенденций в молодёжной среде путем поддержки и содействия реализации гражданских инициатив, участия в общественно значимой и социально полезной деятельности. Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодёжи, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед педагогическим коллективом колледжем.
Работа по созданию и реализации проектов в колледже осуществляется при поддержке директора ГАОУ СПО МО «ГПК» Лысикова Александра Ивановича и в соответствии с рекомендациям Правительства Московской области и Министерства образования Московской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации Текст: учеб. пособие / Г. А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2006.-236 с.
2. Азарова, Р. Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи Текст. : дис. д-ра пед. наук: 13.00.05 / Р. Н. Азарова. М., 2005. - 373 с.
3. Бибик, Л. И. Новости молодёжного самоуправления Текст. / Л. И. Бибик // Великокняжеский курьер. 2006 - № 10-11.- С.9-15.
4. Бобахо, В. А. Современные тенденции молодежной культуры : конфликт или преемственность поколений Текст. / В. А. Бобахо, С. И. Левикова // ОНС :
5. Волова, Н. Ю. Высшее образование в России в начале третьего тысячелетия Текст. / Н. Ю. Волова // Студент и образовательное пространство : мотивация и социально-профессиональные ориентации: монография. -Самара : Самар. ун-т, 2001. С. 7-39.
6. Гавров, С. Н. Модернизационные процессы в российской социокультурной системе Текст. / С. Н. Гавров // Ученые записки. М. : МГУКИ, 2003. - Вып. 24.-С. 125-136.
7. Генисаретский, О. И. Социальное проектирование как средство активной культурной политики Текст. / О. И. Генисаретский // Социальное проектирование в сфере культуры : методологические проблемы: сб. науч. трудов. М. : НИИ культуры, 1986. - С. 29-43.
8. Доронкина, Е. Г. Теоретические основы досуга Текст. / Е. Г. Доронкина // Социально-культурная деятельность : поиски, проблемы, перспективы: сб. науч. статей. М. : МГУК, 1997. - С. 24-35.
9. Запесоцкий А.С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодежи. / Санкт-Петербург, 2008 г./ Новое в гуманитарных науках, выпуск 38.
10. Щепанская Т.Б. Система:тексты и традиции субкультуры/ Т.Б.Щепанская.-М.: ОГИ, 2004.-С.273