РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС

Травкина Ольга Владимировна, учитель английского языка,

МОУ Львовская СОШ №4 Подольского муниципального района Московской области


Новые Федеральные государственные образовательные стандарты – это стандарты результатов. В качестве главного ориентира они содержат портрет выпускника средней школы, определяющие те характеристики, которые необходимо формировать, развивать и совершенствовать в процессе обучения. В том числе, в качестве составляющей личностных результатов к выпускнику предъявляются требования умения жить, контактировать и добиваться результата совместной деятельности с представителями других культур. Для этого необходимо уважительно относиться к чужим обычаям и традициям, быть толерантным к проявлению национальных черт, не свойственных нам. Таким образом,  Федеральные государственные образовательные стандарты подчеркивают роль педагогической технологии «Диалог культур» для формирования мировоззрения современного человека, существующего в поликультурном мире. Более того, реализация данной педагогической технологии есть способ достижения метапредметных и предметных результатов, особенно в контексте гуманитарных дисциплин.

В соответствии с ФГОС ООО образовательная программа основного общего образования реализуется учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Введение  внеурочной деятельности, направленной, прежде всего, на достижение обучающимися разноуровневых воспитательных результатов, является особенностью новых образовательных стандартов. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Поскольку организация внеурочной деятельности носит личностно – ориентированный характер, она построена на основе системной работы, определяющей объединение видов и форм работы по воспитанию и социализации детей. Рассматриваются следующие направления внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно – нравственное и социальное.  

Основными принципами внеурочной деятельности являются учёт возрастных особенностей учащихся; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию.

Рассматриваются следующие виды внеурочной деятельности:

  • Познавательная;
  • Игровая;
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Досугово-развлекательная деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность;
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность);
  • Проблемно-ценностное общение.

Основное требование – внеурочная деятельность не должна быть похожа на обычные занятия. Поэтому наряду с традиционными предлагаюся нетрадиционные методы организации внеурочной деятельности (см. таблицы 1 и 2). 

Таблица 1.

Традиционные формы организации внеурочной деятельности.

ФОРМА

Педагогические задачи

Лекция

Демонстрация

Активизация творческой мыслительной деятельности учащихся

Семинар

Репетиция

Тренировка

Формирование аналитического мышления.

Развитие умения коллективной работы.

Дискуссия

Экзерсис

Расширение знания путем обмена информацией, развитие навыков критического мышления и отстаивания своей точки зрения

Конференция

Конкурс

Концерт

Выставка

Развитие  навыков открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия

Расширение кругозора и обогащение чувственного восприятия

Экспедиция

Туристический поход

Решение  разноплановых задач познания, воспитания, оздоровления и др. 

Таблица 2.

 Нетрадиционные формы организации внеурочной деятельности

ФОРМА

Педагогические задачи

Презентация предмета, факта, явления, события

Формирование и развитие умений не только описать какое – то событие / явление и т.д., но также высказать свою позицию аргументированно

Сюжетно-ролевая игра

Осознание себя в структуре общественных отношений и явлений

Защита проекта

Способность сделать анализ проделанной работы, предложение новых идей, развитие навыков громкой социализированной речи

Чаепитие и кулинарные конкурсы

Создание особой психологической атмосферы, смягение взаимоотношений

«Крепкий орешек»

Совместное решение трудных жизненных вопросов в жизни, доверительный разговор

День добрых сюрпризов

Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять радость

Конверт вопросов, клуб по интересам

Свободный обмен мнениями в дружеской обстановке

Одной из наиболее привлекательных форм организации внеурочных занятий является «театр» независимо от его направленности (традиционный, биологический, театр на иностранном языке и т.д.).  Организация театра  включает  в себя наибольшее количество видов деятельности и возможности самовыражения и проявления способностей или интересов каждого ребенка, который может быть и не силен в предмете, являющимся базовой основой театра. Сюда входит помимо сценической деятельности и изготовление костюмов, декораций, музыкальное сопровождение, техническое сопровождение. Поэтому  многие учителя пытаются приблизить организацию своей внеурочной деятельности к театральной.

МОУ Львовская СОШ №4  является региональной «пилотной» площадкой эксперимента по введению ФГОС в основной школе. Учитывая возможности различных форм организации внеурочной деятельности и необходимости воспитания человека, способного жить и работать в поликультурном мире, для 5-6 классов была разработана программа внеурочной деятельности «В гостях на празднике» [e] (иностранный язык). Программа направлена на изучение традиций, символов и фольклора, связанных с проведением праздников в странах изучаемого языка. При этом подчеркиваются сходство и различия в праздновании подобных праздников в России. Каждый блок занятий (подготовки) заканчивается проведением праздника в соответствии с временем празднования. Работа достаточно трудоемкая для учителя, но дети воспринимают с энтузиазмом и подходят к ее реализации творчески. 

Можно также предложить следующие темы внеурочных занятий,  реализующие  педагогическую технологию «Диалог культур» на базе занятий по иностранному языку. 

Таблица 3 

 

Название

Примечания

Младшая школа

1

Полиглотик. Занимательный английский / немецкий

На любом материале элементарного уровня (например, Н. Костромская «ThingsILike», ВШМФ, издательство «Авангард», 1993)

2

Занимательная грамматика

На любом материале элементарного уровня, например, В.Стернина «Веселый английский», Санкт_ Петербург, КАРО,2003

3

SongsandFingerplays. Песни и игры на пальцах

В англоязычных странах игры на пальцах распространены гораздо шире, чем в России

4

Грамматика в стихах / песнях

Например, Йоанна Зараньска «GrammarRhymes», Москва, БММ АО, 1997

5

Театр миниатюр

Мини – сценки на элементарном языковом материале. Мини – диалоги.

Основная школа

6

Занимательный английский / немецкий

На любом материале

7

В гостях на празднике

Одна и та же программа может быть реализована по – разному.

8

Клуб «Леди и джентельмены»

Изучение манер и правил этикета

9

Литература страны изучаемого языка

«Сказки» - как один из вариантов направления

10

Культурное наследие стран изучаемого языка

Достопримечательности / искусство / живопись и художники / музеи

11

История страны изучаемого языка

Например, Ю. Гурьева «Глубокие корни», Обнинск, «Титул», 1999; К. Кауфман, М. Кауфман «Страницы Британской истории», Обнинск, «Титул»,1999;

12

Уроки вежливости

Речевой этикет по ситуациям

Старшая школа

13

Английский юмор

Например, В. Бондарева «Английская грамматика в забавных рассказах», Санкт – Петербург, «КАРО», 2002

14

Особенности речевого поведения в англоязычной среде

На базе курса Ю.Кузьменковой (Педагогический университет «1 сентября») https://my.1september.ru/

15

Социо – культурный портрет страны изучаемого языка

Например, Ю. Голицинский «GreatBritain», Санкт – Петербург, «КАРО», 2002

16

Политическая система страны изучаемого языка

Например, Ю. Голицинский «GreatBritain», Санкт – Петербург, «КАРО», 2002

17

Экономика страны изучаемого языка

Для специализированных школ

18

Деловой английский

Например, И. Тарасрва «Деловой английский в рассказах и упражнениях», Москва, «Просвещение»,1999

19

История страны изучаемого языка

Например, В. Павлоцкий «FamousFacesinHistory», Санкт – Петербург, «Базис»,2001

20

Литература страны изучаемого языка

Например, В. Сафонова, Л. Кузьмина, Е. Смирнова «BritishLiteratureandCulture», Санкт – Петербург, «Питер»,1997;

Е. Яковлева, Е. Вершинина «Об англоязычной культуре на английском языке»,Москва, «Московский лицей», 2005

21

Культурное наследие стран изучаемого языка


Литература.

1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)

2.Кузьменкова Ю.Б. «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде», Москва, «1 Сентября», материалы курса.

3.Иванова, Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку : автореф. дис. … канд. пед. наук / Иванова Н.В. ; [Моск. гос открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. – М., 2006. – 18 с. – Библиогр.: с. 18. Шифр РНБ: 2007-А/2686 ; То же [Электронный ресурс] // Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова : [сайт]. – М., 2006. – URL: http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/IvanovaNV.doc (22.02.11).

4.Травкина О.В. «В гостях на празднике, программа внеурочной деятельности, 5 класс», http://travkina.coink.ru/index.php/razrabotki/47-rabochaya-programa 2014, 

5.Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся [Электронный ресурс] // фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412170/ (22.02.11).

6.Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224