Травкина Ольга Владимировна, учитель английского языка,
МОУ Львовская СОШ №4 Подольского муниципального района Московской области
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты – это стандарты результатов. В качестве главного ориентира они содержат портрет выпускника средней школы, определяющие те характеристики, которые необходимо формировать, развивать и совершенствовать в процессе обучения. В том числе, в качестве составляющей личностных результатов к выпускнику предъявляются требования умения жить, контактировать и добиваться результата совместной деятельности с представителями других культур. Для этого необходимо уважительно относиться к чужим обычаям и традициям, быть толерантным к проявлению национальных черт, не свойственных нам. Таким образом, Федеральные государственные образовательные стандарты подчеркивают роль педагогической технологии «Диалог культур» для формирования мировоззрения современного человека, существующего в поликультурном мире. Более того, реализация данной педагогической технологии есть способ достижения метапредметных и предметных результатов, особенно в контексте гуманитарных дисциплин.
В соответствии с ФГОС ООО образовательная программа основного общего образования реализуется учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Введение внеурочной деятельности, направленной, прежде всего, на достижение обучающимися разноуровневых воспитательных результатов, является особенностью новых образовательных стандартов. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Поскольку организация внеурочной деятельности носит личностно – ориентированный характер, она построена на основе системной работы, определяющей объединение видов и форм работы по воспитанию и социализации детей. Рассматриваются следующие направления внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно – нравственное и социальное.
Основными принципами внеурочной деятельности являются учёт возрастных особенностей учащихся; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию.
Рассматриваются следующие виды внеурочной деятельности:
Основное требование – внеурочная деятельность не должна быть похожа на обычные занятия. Поэтому наряду с традиционными предлагаюся нетрадиционные методы организации внеурочной деятельности (см. таблицы 1 и 2).
Таблица 1.
Традиционные формы организации внеурочной деятельности.
ФОРМА |
Педагогические задачи |
Лекция Демонстрация |
Активизация творческой мыслительной деятельности учащихся |
Семинар Репетиция Тренировка |
Формирование аналитического мышления. Развитие умения коллективной работы. |
Дискуссия Экзерсис |
Расширение знания путем обмена информацией, развитие навыков критического мышления и отстаивания своей точки зрения |
Конференция Конкурс Концерт Выставка |
Развитие навыков открытого обсуждения результатов своей деятельности |
Экскурсия |
Расширение кругозора и обогащение чувственного восприятия |
Экспедиция Туристический поход |
Решение разноплановых задач познания, воспитания, оздоровления и др. |
Таблица 2.
Нетрадиционные формы организации внеурочной деятельности
ФОРМА |
Педагогические задачи |
Презентация предмета, факта, явления, события |
Формирование и развитие умений не только описать какое – то событие / явление и т.д., но также высказать свою позицию аргументированно |
Сюжетно-ролевая игра |
Осознание себя в структуре общественных отношений и явлений |
Защита проекта |
Способность сделать анализ проделанной работы, предложение новых идей, развитие навыков громкой социализированной речи |
Чаепитие и кулинарные конкурсы |
Создание особой психологической атмосферы, смягение взаимоотношений |
«Крепкий орешек» |
Совместное решение трудных жизненных вопросов в жизни, доверительный разговор |
День добрых сюрпризов |
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять радость |
Конверт вопросов, клуб по интересам |
Свободный обмен мнениями в дружеской обстановке |
Одной из наиболее привлекательных форм организации внеурочных занятий является «театр» независимо от его направленности (традиционный, биологический, театр на иностранном языке и т.д.). Организация театра включает в себя наибольшее количество видов деятельности и возможности самовыражения и проявления способностей или интересов каждого ребенка, который может быть и не силен в предмете, являющимся базовой основой театра. Сюда входит помимо сценической деятельности и изготовление костюмов, декораций, музыкальное сопровождение, техническое сопровождение. Поэтому многие учителя пытаются приблизить организацию своей внеурочной деятельности к театральной.
МОУ Львовская СОШ №4 является региональной «пилотной» площадкой эксперимента по введению ФГОС в основной школе. Учитывая возможности различных форм организации внеурочной деятельности и необходимости воспитания человека, способного жить и работать в поликультурном мире, для 5-6 классов была разработана программа внеурочной деятельности «В гостях на празднике» [e] (иностранный язык). Программа направлена на изучение традиций, символов и фольклора, связанных с проведением праздников в странах изучаемого языка. При этом подчеркиваются сходство и различия в праздновании подобных праздников в России. Каждый блок занятий (подготовки) заканчивается проведением праздника в соответствии с временем празднования. Работа достаточно трудоемкая для учителя, но дети воспринимают с энтузиазмом и подходят к ее реализации творчески.
Можно также предложить следующие темы внеурочных занятий, реализующие педагогическую технологию «Диалог культур» на базе занятий по иностранному языку.
Таблица 3
|
№ |
Название |
Примечания |
Младшая школа |
1 |
Полиглотик. Занимательный английский / немецкий |
На любом материале элементарного уровня (например, Н. Костромская «ThingsILike», ВШМФ, издательство «Авангард», 1993) |
2 |
Занимательная грамматика |
На любом материале элементарного уровня, например, В.Стернина «Веселый английский», Санкт_ Петербург, КАРО,2003 |
|
3 |
SongsandFingerplays. Песни и игры на пальцах |
В англоязычных странах игры на пальцах распространены гораздо шире, чем в России |
|
4 |
Грамматика в стихах / песнях |
Например, Йоанна Зараньска «GrammarRhymes», Москва, БММ АО, 1997 |
|
5 |
Театр миниатюр |
Мини – сценки на элементарном языковом материале. Мини – диалоги. |
|
Основная школа |
6 |
Занимательный английский / немецкий |
На любом материале |
7 |
В гостях на празднике |
Одна и та же программа может быть реализована по – разному. |
|
8 |
Клуб «Леди и джентельмены» |
Изучение манер и правил этикета |
|
9 |
Литература страны изучаемого языка |
«Сказки» - как один из вариантов направления |
|
10 |
Культурное наследие стран изучаемого языка |
Достопримечательности / искусство / живопись и художники / музеи |
|
11 |
История страны изучаемого языка |
Например, Ю. Гурьева «Глубокие корни», Обнинск, «Титул», 1999; К. Кауфман, М. Кауфман «Страницы Британской истории», Обнинск, «Титул»,1999; |
|
12 |
Уроки вежливости |
Речевой этикет по ситуациям |
|
Старшая школа |
13 |
Английский юмор |
Например, В. Бондарева «Английская грамматика в забавных рассказах», Санкт – Петербург, «КАРО», 2002 |
14 |
Особенности речевого поведения в англоязычной среде |
На базе курса Ю.Кузьменковой (Педагогический университет «1 сентября») https://my.1september.ru/ |
|
15 |
Социо – культурный портрет страны изучаемого языка |
Например, Ю. Голицинский «GreatBritain», Санкт – Петербург, «КАРО», 2002 |
|
16 |
Политическая система страны изучаемого языка |
Например, Ю. Голицинский «GreatBritain», Санкт – Петербург, «КАРО», 2002 |
|
17 |
Экономика страны изучаемого языка |
Для специализированных школ |
|
18 |
Деловой английский |
Например, И. Тарасрва «Деловой английский в рассказах и упражнениях», Москва, «Просвещение»,1999 |
|
19 |
История страны изучаемого языка |
Например, В. Павлоцкий «FamousFacesinHistory», Санкт – Петербург, «Базис»,2001 |
|
20 |
Литература страны изучаемого языка |
Например, В. Сафонова, Л. Кузьмина, Е. Смирнова «BritishLiteratureandCulture», Санкт – Петербург, «Питер»,1997; Е. Яковлева, Е. Вершинина «Об англоязычной культуре на английском языке»,Москва, «Московский лицей», 2005 |
|
21 |
Культурное наследие стран изучаемого языка |
Литература.
1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)
2.Кузьменкова Ю.Б. «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде», Москва, «1 Сентября», материалы курса.
3.Иванова, Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку : автореф. дис. … канд. пед. наук / Иванова Н.В. ; [Моск. гос открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. – М., 2006. – 18 с. – Библиогр.: с. 18. Шифр РНБ: 2007-А/2686 ; То же [Электронный ресурс] // Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова : [сайт]. – М., 2006. – URL: http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/IvanovaNV.doc (22.02.11).
4.Травкина О.В. «В гостях на празднике, программа внеурочной деятельности, 5 класс», http://travkina.coink.ru/index.php/razrabotki/47-rabochaya-programa 2014,
5.Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся [Электронный ресурс] // фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412170/ (22.02.11).
6.Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224