МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ

Добровольская Светлана Олеговна, учитель

МБОУ гимназии № 7, г. Чехов, Московская область

Формирование обще учебных умений и навыков – специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.

Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения я, как учитель, формирую общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом делаю я? Отмечу два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности.

Прежде всего, перед детьми ставлю особую цель – овладеть определенным умением. Когда сталкиваюсь с отсутствием у учеников конкретного умения, задаю вопрос себе. А была ли перед ними поставлена такая цель? Осознают ли ее ученики? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.

Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да периодически в более сложных случаях в дальнейшем, давая то или иное задание, сама указываю ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы – широкие социальные, достижение успеха, избегания наказания и др. Мне приходится ориентироваться на весь спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, даю возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом хорошие оценки и т.д.)

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, сама имею соответствующую программу формирования умений. При планово – тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме – перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого стараюсь добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.

Например, при обучении умению составлять план-схему, показываю в виде образца план к определённой, уже знакомой детям теме. Ориентируясь на него, ученики выполняют задание по другой, близкой теме – составляют план по этому учебному материалу. Далее, тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляют их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Как уже видно из приведённого примера, совместная деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развёрнута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более лёгкие, доступные действия, внешние по форме. Таким образом, основной путь здесь – совместная деятельность, а метод – выполнение внешних действий. Причём внешние действия должны быть вначале максимального развёрнуты и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен ещё научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются, в частности, такие упражнения – задания: опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определённом порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом чётко объясняя, что здесь существенно, а что нет.

Тренировка, нужная для обработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребёнок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредотачивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает “выпадать”. Так, на уроках русского языка и чтения ученик, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно, приучая ребёнка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

Таким образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане.

К окончанию обучения в начальной школе все ученики моего класса умеют:

- самостоятельно планировать выполнение учебной задачи;

Рационально использовать учебные принадлежности;

- планировать выполнение домашней работы, рационально распределяя время на её выполнение;

- самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда;

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, планом её реализации;

- осуществлять систематический самоконтроль, самооценку деятельности;

- вносить изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить рабочее место для занятий и труда.