СОТРУДНИЧЕСТВО «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК - РОДИТЕЛИ» КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Мухина Лариса Павловна, учитель,

МБОУ гимназия № 7, г. Чехов, Московская область

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования  содержит основную образовательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. 

Это предполагает рост родительской активности к образовательной деятельности школы, построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новые методы обучения, которые:

-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;

-развивали общеучебные, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения;

-формировали компетенции сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

-были нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;

-реализовывали принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – активная часть  школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  •  создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

  • качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
  • умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Но младшие школьники не готовы к самостоятельной проектной деятельности,у них не развиты необходимые для работы качества и умения. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.

Одним важным условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является участие родителей, включённость их в проектную работу.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

На этом этапе важно провести специальное родительское собрание , на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки. «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Каковы же цели и задачи работы школы с родителями? Это:

1) установление контакта, благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;

2) изучение воспитательных и образовательных возможностей семей;

3) формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного и образовательного потенциала семьи;

4) вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, формирование основ педагогической культуры;

5) предупреждение наиболее распространѐнных ошибок родителей в воспитании детей;

6) оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Семья, как и школа, – своего рода посредник между формирующейся личностью ребѐнка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях, задачах и конечном результате воспитательного и образовательного процесса, осуществляемого школой. Это поможет им в воспитании и образовании собственного ребенка. Как мотивировать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике отечественной общеобразовательной школы традиционно сложилась и утвердилась такая форма работы школы с родителями, как родительское собрание. Его основное назначение – повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций. Именно на родительских собраниях ведѐтся разъяснительная работа по вовлечению родителей в научно-практическую работу школы.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;
  • отслеживают выполнение плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. 

Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
  • Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, ролевые, практико- ориентируемые, информационные, игровые,  учебные. Но наибольший интерес для организации совместной деятельности учащихся, учителя и родителей вызывают  социальные проекты.

Со своими учениками и родителями  было осуществлены такие  социальные проекты:  «Никто не забыт, ничто не забыто», «Грамотный пешеход», «Домик для птиц», «Космос глазами детей», «Профессия моих родителей » и другие.

Над проектом «Домик для птиц» работали целыми семьями.

Задачами  проекта было:

 1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего города, провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

2. изготовить и развесить кормушки для птиц; подкармливать птиц зимой;

3. воспитывать бережное и чуткое отношение к природе;

4.сплотить детский и родительский коллективы через совместную деятельность.

И эти задачи были успешно реализованы. Были изготовлены кормушки и развешаны на деревьях вокруг гимназии.

С целью повышения безопасности юных участников дорожного движения  был проведён  проект «Грамотный пешеход» . Дети совместно с родителями выпускали плакаты, делали макеты городских улиц, составляли безопасный маршрут.

Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя - и тут же реализуются. (А.А. Захаренко)

Проектная работа всегда начиналась и заканчивалась обязательным опросом родителей. Целью опроса было выяснить,  замечают ли родители изменения в развитии детей, в их взаимоотношениях, узнать мнение родителей о их участии в методе проекта.

В ответах родители отмечают , что работа в проекте делает их детей любознательными, ответственными, коммуникабельными, позволяет проявить креативность, и самое главное сближает родителей и детей.

Родители говорят о том, что изменяются не только дети в процессе совместной работы над проектом, но и сами родители.

Таким образом, совместная проектная деятельность обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. 

Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза, создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.

Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика, и родителя. 

Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

Уважаемые коллеги! Какие бы преобразования нас не ожидали, мы не имеем права быть равнодушными учителями, ведь именно мы прививаем любовь к знаниям, к открытиям. И если все нововведения будут сопровождаться СИТУАЦИЕЙ УСПЕХА, то ребенок будет с большим интересом стремиться познавать все новое. Мы не должны забывать, что все нововведения коснуться не только учителя, но и детей, и УСПЕХ завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ!

Упала с неба капля дождевая,

Всего минуту, может, прожила.

И, всё же, век короткий доживая,

Она травинку напоить смогла,

Да так, что та окрепла, осмелела

И в рост пошла

Как люди ходят в путь.

Вот так и нам суметь бы

Жизнью всей и делом

Пролиться каплей для кого-нибудь. 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования :дис. … канд. пед. наук / И.И. Джужук. – Ростов/на/Д., 2004

2. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская //Начальная школа. – 2005. – № 9

3. Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников // Начальная школа.-2010. - №1

4. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. –2004. – № 2

5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пос. для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Славская. – 2е изд. – М., 2007

6. Конышева, Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии :кн. для учителя нач. классов / Н.М. Конышева. – М., 2006

7. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности младших школьников /Н.В. Матяш. – М., 2004

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пос. для студентов пед. вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева [и др.]; под ред. Е.С. Полат. – М., 2002