Багера Елена Александровна, заместитель директора по учебно-методической работе,
преподаватель ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов
Сидорова Светлана Михайловна, преподаватель, методист Центра менеджмента качества
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов
В последние годы сфера профессионального образования всё более завоёвывается таким явлением, как социальное партнёрство. В мировой практике вообще и в России в частности социальное партнёрство ориентировано на подготовку высококвалифицированного специалиста, и подготовка эта выводит образовательный процесс на качественно новый уровень: образовательные учреждения должны обеспечить подготовку компетентных и творческих, готовых к профессиональному саморазвитию личностей.
Таким образом, обновляются и содержание, и формы обучения, но главное – требуется усиление внимания к социальному партнёрству – именно оно является основным механизмом удовлетворения требований потребителя образовательных услуг.
Но стоит задать вопрос: а способны ли средние специальные учебные заведения обеспечить качественно новое развитие производительных сил общества, урегулирование ситуации на рынке труда, содействие занятости населения, обеспечение переподготовки кадров? Надо помнить, что сегодня работодатель хочет видеть в выпускнике не просто подготовленного специалиста, а профессионала, который способен качественно выполнять любые производственные задания. Однако сам работодатель позиционирует себя преимущественно как потребителя, выступает заказчиком квалифицированных кадров; пока он не считает себя участником образовательного процесса.
Как обеспечить качественное профессиональное образование – вот проблема, имеющая чрезвычайно важное государственное и социальное значение. Сегодня анализ многих явлений производится с позиций качества: качество жизни, качество человека, качество культуры, качество мира, качество образования. Если же говорить о системе именно профессионального образования, то проблема качества заключается в существующих противоречиях между качеством подготовки специалистов и современными потребностями производства. Оценка многих исследователей неутешительна: качество среднего профессионального образования (СПО) не всегда соответствует этим потребностям (П. Ф. Анисимов, Р. Ю. Евсеев, Г. И. Ибрагимов, Г. И. Кирилова, Е. А. Корчагин, Т. В. Лопухова, Г. В. Мухамедзянова, JI. А. Тайнулова, P. X. Шакуров и др.). Этот факт можно объяснить тем, что развитие СПО отстает от темпов развития современной экономики и производства, а также вследствие неразвитости социального партнерства.
Таким образом, проблема взаимодействия учреждений СПО и социальных партнеров в обеспечении качества подготовки специалистов является весьма острой. В настоящее время существует ряд противоречий между требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, и требованиями работодателей к уровню подготовки специалистов среднего звена, а также реальным качеством профессионального образования в ссузах; педагогическим потенциалом социального партнерства в обеспечении качества профессионального образования и недостаточным научно-теоретическим осмыслением организационно-педагогических условий, форм, содержания, оценки результативности его осуществления. Однако если проанализировать некоторые проблемы социального партнёрства, можно существенно повысить эффективность процесс взаимодействия с учреждениями СПО. К таким проблемам можно отнести прежде всего трудности, связанные с адаптацией ссузов к постоянно меняющимся условиям рынка и к требованиям современных работодателей, потребностям общества. Также необходимо назвать и отсутствие единой системы сертификации квалификаций специалистов среднего звена. Нельзя не отметить противоречивость отраслевого принципа профессиональной подготовки с рыночным принципо
Для организации эффективного взаимодействия образовательных организаций СПО и социальных партнеров необходимо разработать механизмы организации социального партнерства, в т.ч. нормативно-правовые, организационно-структурные, психолого-педагогические, содержательно-целевые, организационно-технологические, на основе разнообразия форм эффективного взаимодействия ссузов и социальных партнеров. Среди таких форм профориентация, трудоустройство, разработка и рецензирование программной и учебно-методической документации, совместная организация образовательного процесса по различным направлениям, повышение квалификации, совместный контроль качества и требований в овладению компетенциями, создание координационных центров качества профессионального образования.
Давайте задумается, какие возможности открываются для учебного заведения через социальное партнёрство. Прежде всего, это постоянный доступ к информации о рынке труда. Немаловажно и появление дополнительных источников финансирования, улучшения материально-технической базы. Влияние ссуза на социальную сферу, безусловно, расширяется, упрощается процедура корректировки и разработки новых учебно-программных материалов. Образовательное учреждение получает новые возможности для организации производственной практики студентов, стажировки педагогов. Расширяются возможности трудоустройства выпускников. Важно отметить, что социальное партнерство необходимо направлять прежде всего на реализацию требований, выдвигаемых рынком труда и работодателями к уровню подготовки специалистов. Социально-образовательное партнерство – это важнейший фактор обеспечения качества подготовки специалиста и его конкурентоспособности. Основная цель социального партнерства – совместная разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, и эта политика должна быть основана на интересах и работодателей, и работника, и общества в целом. В условиях рыночной экономики социальное партнёрство является для системы профессионального образования естественной формой существования.
Список литературы:
1. Анисимов П.Ф. Современное состояние, проблемы, перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России // Образовательная политика. 2008. - № 7.-С. 2-28.
2. Анисимов П.Ф., Зуев В.М., Коломенская АЛ. Основные направления оптимизации сети средних специальных учебных заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 122 с.
3. Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л., Ярошенко Н.Г. Тенденции развития практико-ориентированного образования в контексте международного образовательного пространства. // Среднее профессиональное образование. -№ 8. 2004. - С. 2-13.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
5. Байденко В.И. Болонский процесс. М., 2004. - 94с.
6. Волохин A.B. Государственно-частное партнерство в системе профобразования //Образовательная политика. — 2008. № 3.- С. 68 70.
7. Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции от 24 ноября 1995 г.). М.: Научный центр профсоюзов, 1996.
8. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) //Проблемы качества образования. Материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. - М., 2004. - С.6 - 12.
9. Зыков М.Б. Доклад Общественной палаты РФ «Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» Реферат, 25 января 2008 г. Москва, зал заседаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
10. Ибрагимов Г. И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования / Г.И. Ибрагимов // Педагогика. 2007 . - № 4. - С.45-52
11. Ковряков В.А. Педагогические технологии как фактор формирования самообразовательной деятельности студентов. Монография. Москва, 2008. -216 с.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. - С. 56.
13. Колесникова И.А. Педагогическая праксеология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. -256 с.
14. Копдрух A.B. Образовательный маркетинг как средство профессиональной подготовки кадров // Среднее профессиональное образование. 2007 . - № 3. - С.52-54
15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002.-№2.
16. Коротков Э. М. Управление качеством образования: учеб. пособие / Э.М. Коротков; Мин-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления. М.: Мир; Академический проект, 2006. - 317 с.