СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тазова Людмила Владимировна, учитель физической культуры,

 МБОУ СОШ № 1, г. Чехов

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей российской системы образования.  Характерной особенностью  ее изменений  является  – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.  

Поэтому, качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения:  формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся.

На основе этого в учебном процессе  современной школы возникает противоречие между инновационными процессами, происходящими в образовании и сложившейся системой оценивания качества образования. В результате, возникает проблема объективного оценивания школьников по предмету «Физическая культура». Согласно государственному стандарту оцениваются 3 вида учебной деятельности: теоретические знания по физической культуре, умения и навыки двигательной деятельности, физическая подготовленность обучающихся. Затруднения возникают при оценке физической подготовленности школьников.

При  формировании образовательных стандартов были предприняты различные меры, направленные на повышение качества образования по предмету «Физическая культура» и его оценивания.  Министерством образования Российской Федерации было рекомендовано использовать без отметочное  оценивание обучающихся  по зачетной системе, с последующим внесением записи «зачтено»/ «не зачтено», по результатам обучения в школьную документацию. Где, в качестве причины этого предложения, министерство выдвигало тезис, что «отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры». 

Я поддерживаю мнение коллег, что отказ от цифровой оценки обучающихся ставит предмет «Физическая культура» на порядок ниже по отношению к другим школьным предметами и, что самое главное, снижает приоритет предмета в формировании у школьников ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. 

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре. При ее выставлении  учитывается старание учащегося, его физическая подготовка, способности. Поэтому, все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок на длительный срок (на учебный год) или освобожденных после болезни, находятся в помещении спортивного зала, или на стадионе под моим присмотром. Выдаю им теоретический материал по изучаемой теме из  учебника «Физическая культура» или из спортивной литературы, затем   даю тесты по этому материалу. Тексты  соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся (5-6 классы, в основном, пересказывают или отвечают на вопросы в конце параграфа). Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания, то оценивание происходит на уроке. Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) и имеющие справку об освобождении от уроков физической культуры на весь учебный год, оцениваю по подготовке рефератов, презентаций, за помощь в  судействе на уроках, а так же во внеурочной деятельности. Освобожденные дети принимают участие в заочных всероссийских олимпиадах по физической культуре и в муниципальном конкурсе «Знатоки олимпизма», где являются победителями и призерами несколько лет.

На мой взгляд,  уровень физической подготовленности многих школьников   находится на чрезвычайно низком уровне. Наиболее существенными причинами такого положения являются не только неудовлетворительное состояние материальной базы школ, но и малоподвижный образ жизни ребенка, компьютерная и мобильная зависимость.  Выставляемые на уроках физической культуры оценки не могут быть  конечным результатом. Цель должна быть операционально задаваемой, т.е., измеряема. И на уроках физической культуры такой  целью должны являться показатели выполнения нормативных требований по контрольным тестам, определяемым учебными программами, т.е. проводиться мониторинг 

Для оценивания физической подготовленности использую тестовые методики и нормативные требования к ним, предусмотренные основным программно-нормативным документом  «Комплексной программой по физическому воспитанию в общеобразовательной школе», а так же нормативами вновь введенного комплекса ГТО.  Бег 30 м (оценка быстроты); бег на 1000 м (оценка выносливости); прыжок в длину с места (оценка скоростной силы); наклон вперед из и.п. сидя (оценка гибкости); подтягивание на высокой перекладине (оценка силы у мальчиков) и поднимание туловища из и.п. лежа на полу за 30 сек (у девочек).

В то же время, если свою оценку по предмету «Физическая культура» знают все учащиеся, то норматив, который они должны выполнять к окончанию учебного года, и свои результаты в контрольных упражнениях школьники, к сожалению, назвать не в состоянии. Поэтому более 10 лет заполняю карточки физической подготовленности обучающихся.  При выступлениях на родительских собраниях, раздаю родителям и рекомендую обратить внимания на развитие у ребенка  тех двигательных качеств, которые отмечены черными чернилами. Красными - это отлично, зелеными - хорошо. По окончании 11 класса раздаю их детям, на память. 

Эффективность проведения мониторинга существенно повышается при обсуждении с ребятами полученных предварительных результатов и возможности их повторного тестирования.  Этот мониторинг должен быть открытым для обучающихся и их родителей и давать возможность наблюдать динамику развития. В современной школе это возможно, благодаря наличию компьютера,  электронного журнала, где есть страница о показателях физической подготовленности обучающихся и   страница в классном журнале, в печатном варианте.    

Таким образом, наглядный прирост результатов физической подготовленности является не только показателем отношения к физической культуре, но и стимулирует для дальнейшего самосовершенствования.  Это должно помочь  ребенку объективно оценить себя и поставить реальные цели к их достижению, в собственном темпе развития. Так же, дает  возможность получать информацию о выполнении им программы, на каком этапе находится, о своих слабых и сильных сторонах. При отсутствии у школьников  информации о конечном результате своих двигательных способностей, не может быть осуществлено целевое планирование и контроль ни в одном из звеньев: обучающийся - учитель – школа. 

Поэтому, ключевой проблемой, решение которой позволит сделать процесс школьного физического воспитания управляемым или более эффективным, является, на мой взгляд, обеспечение информацией всех субъектов процесса физического воспитания, что, в свою очередь, может стать возможным лишь при организации мониторинга физической подготовленности обучающегося.

Общую оценку успеваемости (за триместры и год) определяю путем  сложения среднего балла по текущим оценкам и улучшения уровня роста физической подготовленности. При спорных оценках начисляю бонус за высокий уровень здоровья – если школьник не болел в течение учебного года. Ведь моя главная цель – привлечь внимание школьников к состоянию своего здоровья и определению причин, приведших к снижению его уровня, связанных с личным поведением (образом жизни). «Количество здоровья тем больше, чем менее человек подвержен различным заболеваниям».