Хохлова Юлия Геннадьевна, методист, преподаватель психологии,
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» г. Серпухов.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в ДОУ дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Это даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные и творческие запросы.
Дополнительное образование детей в ДОУ – одно из направлений творческого, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников. Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности — например, такое интересное направление как рисование песком.
В статье представлен обобщённый опыт работы, в котором, раскрываются возможности использования песочной техники в работе с детьми от 3 до 7 лет. Итак, подробнее остановимся на использование песка в работе с детьми и педагогами.
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Пе¬сок имеет очищающие энергетику свойства.
Песочная технология для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - естественная и любимая деятельность.
Главной целью занятий с песком являются:
В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции. Усиливается желание ребенка экспериментировать. Использование песка дает положительные результаты, дети чувствуют себя более успешными, в детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе, страх и напряжение исчезает.
Ещё одним увлекательный занятием является рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий и образов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Как правило, используют очищенный песок, который тонкими слоями наносятся на подсвеченное стекло. Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.
Дети способны многому научиться, рисуя песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то новое. Выполнение заданий совместно с партнером (родителем, педагогом) приносит большую пользу.
Способы рисования песком:
Значительный вклад внёс в работу с дошкольниками, удивительный материал такой как - живой песок.
Живой Песок - это невероятное вещество. Этот песок достаточно вязкий, чтобы даже дети могли лепить из него любые фигурки. В то же время он может сыпаться сквозь пальцы и напоминать теплые дни на морском пляже с мелким, теплым и белым песочком. Его состав абсолютно безвреден для детей, не содержит бактерий и не токсичен. Живой Песок уникален своим неповторимым качеством и свойствами. Это одна из лучших развивающих игр для детей младшего возраста, какую только можно придумать.
Итак, самое главное Живой песок - безвредный и безопасный, приятен на ощупь, гигиеничный, растворимый в воде и находит для себя различное применение.
Игры для мальчиков и девочек в песок имеют особое значение. Ведь это поистине волшебная возможность своими маленькими ручками устроить настоящий магазин с румяными и пышными пирожками на витрине. Или построить волшебный замок для удивительных фей и украсить его цветами до самой крыши. Что и говорить, даже мамы, играя со своими малышами в набор для игры с песком, с удовольствием и восторгом встречают каждую песочную фигурку. И это не случайно. Есть в этом простом действии что-то завораживающее, неожиданное и каждый раз по-детски радостное. Каждый зверек получается словно живой, а песок позволяет придумывать и создавать все новые и новые шедевры.
Для детей дошкольного возраста игры в песок имеют важное значение с точки зрения развития:
«Живой песок» для детей – это не просто игрушка. Это возможность почувствовать себя настоящим творцом. Используя «живой песок» для лепки, можно создать фигурки, которые не только порадуют дитя, но позволят родителям оценить талант маленького художника. Создавая свою песочную фантазию, ребенок будет придумывать, представлять. А это самый настоящий творческий процесс, где удивительный шедевр создается благодаря безграничному полету детской фантазии и неутомимости маленьких ладошек.
Мост, который возникает в процессе игр в песке, — невидимый, но необходимый многим из нас.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. //Песочная игротерапия.1998, СПб. : Институт специальной педагогики и психологии – 50 с.
2.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. //Картотека игр. 2011, СПб – 80 с.
3.Сакович Н.А. Технология игры в песок. //Игры на мосту. 2006, СПб – 176 с.