Кузнецова Екатерина Владимировна, заведующий практикой,
преподаватель ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов
Современное информационное общество выдвигает в качестве приоритетных задач подготовку высококвалифицированных специалистов во всех сферах жизни общества. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года ставит задачу воспитания новых поколений молодежи в традициях престижа труда ученого и педагога, формирования у нее конкурентоспособности в использовании новых технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства.
В связи с решением поставленных перспективных задач государство проводит политику, способствующую выявлению, поддержки и развитию одаренной молодежи. Изучением проблемы выявления одаренности занимались отечественные и зарубежные авторы, а именно: Ф. Баррон, К. Тейлор, Дж. Гилфорд, С.Д. Бирюков, В.Н. Дружинин, И.П. Ищенко, М.А. Холодная. Исследователи определяют одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности, в частности:
Развитие одаренности личности зависит от работы, проводимой отдельно с каждым ребенком. Большую роль в этом процессе играют образовательные организации. Именно педагоги могут сформировать из одаренного ребенка будущего высококвалифицированного специалиста способного к креативному, творческому мышлению и воплощению высочайших инновационных результатов.
Первоочередной задачей педагога является выявление одаренных обучающихся. Это сложный и долгий процесс. Необходимо время для того, чтобы понять и увидеть в молодом человеке глубокие интеллектуальные задатки. Не всегда быстро и сразу можно выявить таких детей, так как они имеют определенные затруднения в общении, в непонимании сверстников. Им трудно найти близких по духу друзей. Такие молодые люди, испытывают проблемы в поведении: апатичность, вялость, сильная потребность во внимании, а иногда даже и агрессивность. Более того, у них часто проявляются глубокие внутриличностные проблемы из-за повышенной требовательности к себе, которые отражаются в закомплексованности, мнительности, повышенной тревожности и страхе из-за опасения не оправдать доверия. Следствием всего этого может быть низкая учебная мотивация, дискомфорт, отсутствие простейших знаний по одним предметам и высоких успехов в других.
Чтобы предотвратить негативные последствия феномена «одаренности» педагогам необходимо правильно проводить работу по их социальной адаптации и успешной социализации. Важно правильно и своевременно диагностировать способности будущего специалиста, определить направления работы с ним и вести постоянные наблюдения. Путем организации и проведения тренинговых методов можно определить пути развития молодого человека, снять психологические преграды и барьеры. Важно включать такую молодежь в активную научную и исследовательскую деятельность, искать те сферы, где молодой человек может полностью раскрыть свои интеллектуальные способности, свой внутренний потенциал.
В «Губернском профессиональном колледже» г. Серпухова систематически проводится научно-исследовательская работа обучающихся, которая включает в себя комплекс мероприятий методической, научной и организационной направленности. Все это обеспечивает формирование профессиональных компетенций применительно к избранной специальности.
Организационными формами научной и исследовательской деятельности одаренной молодежи в колледже выступают:
Это дает возможность одаренной молодежи определить результативность и эффективность своих интеллектуальных способностей.
Одной из главных задач, которую ставят перед собой преподаватели колледжа, является вовлечение студентов в научную работу, создание условий для раскрытия и реализации их творческих способностей. Важно сформировать устойчивый интерес у одаренной молодежи к научной деятельности, обучить их методам научных исследований в той сфере, которая представляет для них первостепенный интерес. Педагоги видят большую значимость в повышении роли научных исследований в учебном заведении и научной составляющей в курсовых и дипломных работах, активизации научно-практической и научно-исследовательской деятельности одаренных студентов.
Для реализации этих задач необходимо создание благоприятной обстановки и нахождение нужной и правильной методики работы с молодежью. Под благоприятной обстановкой подразумевается создание эмоционально-комфортной и безопасной среды в коллективе, налаживание конструктивных отношений и взаимопонимания с педагогами. Работа с одаренными детьми требует от наставника особой подготовки в сфере духовно-нравственной культуры. Под духовно-нравственной культурой специалиста понимается сложное интегрированное качество, выражающееся в высоком уровне мотивационно-ценностных и морально-нравственных отношений к педагогической деятельности, профессионально-этической воспитанности, усвоение нравственного опыта и различных сторон духовной жизни общества, а как следствие реализация и воплощение усвоенного на практике. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных молодых людей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам, не понимают их.
Выявление научно-исследовательского потенциала в одаренной молодежи приоритетная задача современного общества. Так как именно такая молодежь, надежда и будущее нашей страны. В сегодняшний век наукоемких технологий необходимо выявлять, развивать и приумножать интеллектуальный потенциал подрастающего поколения. Ведь именно оно станет фундаментом в нашем информационном обществе и мощным ресурсом его развития.
Литература:
1.«Стратегия 2020»
2.Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: АНО «НЦПРО», 2013. – 208 с.
3.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: МПСУ, 2008. – 480 с.
4.Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции// Науч. Ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010. – 312 с.
5.www.odardeti.ru
6.www.deti.llr.ru