Решетникова Евгения Петровна, студентка 5 курса факультета иностранных языков,
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск
Сегодня мы являемся свидетелями того, как иностранный язык стал достаточно востребованным в современном мире. Возросла потребность в специалистах, владеющих разговорной речью, а также подготовленных для работы с литературой и различной документацией на иностранном языке. Это способствует значительным изменениям в практике обучения иностранным языкам, а, следовательно, и в вопросах организации контрольно-оценочной деятельности обучаемых. Необходимость рассмотрения вопросов организации и содержания контроля продиктована также разработкой федерального государственного образовательного стандарта и внедрением единого государственного экзамена по иностранным языкам. Без научно обоснованного, тщательно спланированного организованного контроля за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности невозможно педагогическое руководство и управление формированием личности учащегося. Поэтому исследование вопросов контроля по иностранному языку, в частности тестирования обучаемых, на сегодняшний день особенно актуально. Тестовые задания можно использовать при изучении разных аспектов иностранного языка, в том числе и при обучении аудированию.
Аудирование в методике понимается как деятельность по восприятию и распознанию речевого сообщения на слух. Необходимо отметить, что аудирование как действие, является важной частью любого устного общения. Из этого следует, что без этого вида речевой деятельности невозможно осуществление свободного речевого общения. Современное положение иностранных языков в обществе требует качественного овладения этим видом речевой деятельности. Поскольку ученик не имеющий аудитивных навыков не способен воспринимать обращённую к нему речь. Поэтому при изучении иностранного языка в школе учителя стремятся уже на начальном этапе обучения к формированию навыков аудирования.
Как известно начальный этап представляется наиболее продуктивным при обучении иностранным языкам, ведь именно в младшем школьном возрасте, дети более любознательны, проявляют интерес ко всему новому, готовы воспринимать раннее неизвестное, особенно язык и культуру других народов. Вместе с тем, дети младшего школьного возраста, по мнению психологов (А.М. Прихожан, А.И. Захаров и др. ), имеют повышенный уровень тревожности, что приводит к дезорганизации учебной деятельности. Ч. Спилбергер выделяет среди прочих ситуативную тревожность, которая обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию. В данном случае под «конкретной ситуацией» мы понимаем контроль на уроке при проверке сформированности навыков аудирования на иностранном языке.
С тем, чтобы понизить уровень тревожности младших школьников в ходе выполнения контрольных работ, направленных на формирование навыков аудирования при изучении иностранного языка, мы считаем целесообразным использование тестирования. Но поскольку сегодня ведется активная работа по включению в учебную программу тестирования, и это касается программ среднего и старшего уровня, поэтому на начальном этапе можно говорить только об отдельных элементах тестирования, а не о тестировании в его полном понимании.
Исходя из этого, нами была проделана исследовательская работа по организации тестирования как формы контроля навыков аудирования младших школьников на уроках французского языка.
Опытная работа осуществлялась в три этапа – констатирующий, формирующий и преобразующий. Базой исследования была выбрана СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 40». Исследование проходило в 4 «Б» классе.
На констатирующем этапе опытной работы была проведена диагностика уровня тревожности учащихся по методике Дж. Тейлора, результаты которой показали, что у большинства учащихся преобладает высокий уровень тревожности во время выполнения контрольной работы.
Целью предметного аспекта диагностики было выявить уровень сформированности аудитивных навыков учащихся, которыми должны владеть учащиеся младшего этапа обучения. Анализ результатов предметной диагностики помог установить, что у двоих учащихся из девяти уровень сформированности навыков аудирования средний, а у троих низкий. Следовательно, учащиеся со средним и низким уровнями сформированности навыков аудирования составляют большую часть группы.
С тем, чтобы повысить уровень сформированности навыков аудирования на уроках французского языка у младших школьников, нами была разработана и апробирована в период прохождения педагогической практики программа по организации тестирования аудитивных навыков учащихся 4 «Б» класса. Данная программа была составлена в соответствие с этапами работы с текстами для аудирования (предтекстовый, текстовый и послетекстовый), а также этапами формирования навыков аудирования (ознакомительный, подготовительный, стандартизирующий и варьирующий). Для каждого этапа были разработаны тестовые задания, направленные на формирование навыков аудирования младших школьников при изучении французского языка.
На последнем этапе нашего эксперимента были проведены повторно личностная и предметная диагностики, результаты которых показали, что уровень тревожности у учащихся значительно снизился по сравнению с результатами входной диагностики. Уровень сформированности навыков аудирования у учащихся 4 «Б» класса также повысился. Высокий уровень имеют 5 человек, средний – 3 человека и низкий – один человек, что свидетельствует об эффективности разработанной нами программы.
Реализация программы дала положительные результаты и показала, что использование тестирования при формировании навыка аудирования на уроках французского языка на младшем этапе позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, облегчить процесс усвоения учебного материала, повышает успеваемость и качество знаний, помогает учащимся избавиться от страха перед публичным выступлением, снижает тревожность и беспокойства школьников.
Список литературы:
1.Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Педагогика, 1995. - 188 с.
2.Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
3.Руденский, Е.В. Социальная психология: курс лекций. Новосибирск: Новосиб. научное изд-во, 1999. 264 с.