Гвоздкова Татьяна Сергеевна, старший воспитатель,
МДОУ детский сад комбинированного вида №32 «Рябинка», г.Серпухов
В рамках реализации основной общеобразовательной программы Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №32 «Рябинка» одной из задач является повышение качества образовательного процесса. Технология проектного метода является компонентом системы продуктивного образования и включает в себя совокупность приемов, позволяющих, при реализации их в определенной последовательности, стимулировать интерес дошкольников к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде социального, культурного или материального продукта. Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентаций, отношений. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и коммуникативных методов. Большую роль в работе с детьми мы отводим проблеме становления социокультурного опыта – совокупности полученных в процессе жизнедеятельности, коммуникативных связей, способов деятельности, ценностных ориентаций, норм и правил поведения, психологических отношений, опыта творческой деятельности на основе взаимодействия дошкольников друг с другом, воспитателем, средой. Проектная деятельность является наилучшей формой развития личности ребенка. В проектной деятельности с дошкольниками центральными компонентами выступают сознательно поставленная цель и сознательный выбор способа ее достижения.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоаспектно. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, путем сравнения нового современного мира и старины. С этой целью нами разработан и успешно внедряется в работе с детьми младшего дошкольного возраста проект «Путешествие в старину». В основе проекта лежит один из активных методов обучения - ситуация-проблема. А, именно, эта ситуация дает каждому из участников проекта самостоятельно прийти к решению, согласовать ее со сверстниками и вместе дать правильный ответ на заданный вопрос. Тем самым развивается логическое мышление, экспрессивная и импрессивная речь и, немало важное умение, уступать и выслушивать мнения других детей. Работа по данному проекту предполагает:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях;
- формирование у ребёнка чувства патриотизма;
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважение их мнения, желания, взглядов;
- приобщение детей к ценностному сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планирование совместной работы, соподчинение и контроль своих желаний, согласование с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, устанавливать новые контакты.
В соответствии с выдвинутыми задачами используются следующие методы: беседы с детьми, анализ решения проблемных ситуаций, наблюдения за деятельностью дошкольников.
Учитывая, что проектная деятельность понимается нами как интегративная, качественная характеристика личности, включающая комплекс определенных критериев и показателей, мы оцениваем усвоение данного материала с учетом выраженности следующих показателей:
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
- умение составлять описательные рассказы по предметам русского народного быта и беседовать по ним;
- умение самостоятельно играть в народные игры, петь песни, водить хороводы;
- использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
- бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества;
- сформулировать необходимый минимум исторических знаний;
- сформировать чувства национального достоинства;
- развитие познавательных процессов.
Полученные результаты работы по проекту «Путешествие в старину» подтвердили обоснованность теоретических подходов и правильность выбранной технологии проектного обучения с целью формирования личности ребенка его социально-коммуникативного развития. О результативности проекта свидетельствует живой интерес детей к познавательной деятельности, активное участие родителей, взаимодействие с социумом. В 2014г. дошкольному учреждению присвоен статус Региональной инновационной площадки Московской области.
Литература:
1.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. -М.: АРКТИ, 2005- 96с.
2.Князева О.Л., М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
3.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4.Матяш Н.В. Сущность и структура творческой проектной деятельности проектного обучения; Актуальные проблемы технологического образования: Межвузовский сборник научных трудов.- Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1999- 51с.
5.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов - М.:АРКТИ, 2005- 30с.
6.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 – 160с.
7.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.