ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Григорьева Ольга Николаевна, воспитатель,

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по одному из направлений развития воспитанников

№ 40 «Берёзка» , г. Серпухов


Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012  «Об образовании в Российской Федерации» ставит  дошкольное образование на первую ступень общего образования . Его целевая  направленность- гармоничное развитие ребёнка. 

Современная жизнь диктует новые условия, в результате которых  появляются:

-Центры развития ребёнка,

- детские сады с группами ухода и оздоровления,

-школы- детские сады,

-учреждения компенсирующего вида для детей с  ограниченными возможностями,

-детские сады с приоритетным направлением в развитии ,

-учреждения общего развития,

- учреждения комбинированного вида.  [ 4 ]

Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.

В соответствии с Федеральным  Государственным Образовательным Стандартом разработана новая  общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает  Обязательную часть Программы и  часть, формируемую  участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.

И здесь также важна профессиональная компетенция  воспитателя.

Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств  личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная  компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.     [3]

Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

2) умение общаться с каждым ребёнком,

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8)  умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9)умение организовать виды  деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10)умение оценить  индивидуальное  развитие каждого ребёнка,

     11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей .    [2]

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому  же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы,  что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

 

Выделим основные пути её развития:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

- активное участие в педагогических  конкурсах, мастер- классах,

-участие в методических объединениях,

- умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

и самое главное- самообразование.

Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и  периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» 

Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.  [педагогический словарь].

Критериями самообразования являются:

-эффективность профессиональной деятельности,

-творческий рост педагога,

-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них: 

 изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов,  а также практическая деятельность.

Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же  остаётся одним  из  главных помощников.

Существует несколько методов работы с книгой:

- чтение- просмотр,

- чтение выборочное,

-чтение полное,

-чтение с проработкой материала ( составление записей).

Существует несколько видов записей:

-выписки,

-планы,

-тезисы,

-конспекты.

Во время чтения  необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.

Важно, чтобы  знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение  по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.

Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:

-выбор темы,

-определение целей и задач,

-составление плана работы,

-подбор видов деятельности для работы над темой,

-подбор источников,

-анализ результатов.

Правильно организованная работа  по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.

В  приложении даны тесты , с помощью которых  можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию,  а также  есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.

Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.

Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

Только путём самообразования и  творческих поисков педагог  придёт к своему мастерству. Сформированность  профессиональной компетенции даст  возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

Приложение .

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

Часть 1. Умения.

Критерии оценки:

Владею свободно- 3 балла

Владею  посредственно-  2 балла

Не владею- 1 балл

Навыки самостоятельной работы

Баллы

Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

 

Умение  делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.

 

Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.

 

Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

 

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

 

Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.

 

Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

 

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения.

 

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.

 

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

 

Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе.

 

Уровень владения навыками самостоятельной работы:

 24- 33 балла- высокий,

15-23 балла- средний,

1-14 баллов – низкий.

Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.

Критерии оценки:

Да- 1 балл,

Не знаю – 2 балла,

Нет- 3 балла.

Проблема

Баллы

При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

 

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

 

Получен обширный информационный материал  («каша в голове»), теряется значимость  информации

 

Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.

 

В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т.д.) всё путается, не знаю с чего начать.

 

Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.

 

Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.

 

8- 10 баллов- испытываю трудности в работе по самообразованию,

11- 18 баллов- необходимо систематизировать работу по самообразованию,

19- 24 балла- правильная организация работы по самообразованию

Памятка. Возможные проблемы  в работе по самообразованию и пути их решения  [  5]

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

·      Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

·      Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

·      Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

·      Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:

·      Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

·      Включите современные взгляды на проблему

·      Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

·      По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

·      Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

·      Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

·      Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

·      Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

·      Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

·      Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Список литературы.

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:текст с изменениями дополнениями на 2014.- М.:Эксмо, 2014.- 144с.

2.Федеральный Государственный Образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru>ФГОС дошкольного образования (дата обращения 27.10.14).

3.Компетенция. [Электронная энциклопедия]. URL:http://www.ru.wikipedia.org>компетенция. (дата обращения 27.10.14)

4.Асаева  И.Н. Развитие  профессиональных компетенций  воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н./ Асаева Ирина Николаевна. [ Электронный ресурс ]. URL:http://www. nauka- pedagogika.com >…13…razvitie-professionalnyh…(дата обращения  27.10.14)

5.Великжанина С.В. Папка педагога по самообразованию. [Электронный ресурс]. URL:http://www.doc4web.ru>pedagogika...po-samoobrazovaniyu (дата обращения 31.10.14)

6.Хамдеева Г.Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL:http://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou (дата обращения 27.10.14)