НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОСТИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Богатырева Юлия Игоревна, к.п.н., доцент,

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула

Последние годы были ознаменованы большим количеством громких инцидентов, связанных с негативными последствиями нарушений информационной безопасности личности. Культ жестокости, насилия, расовой и религиозной ненависти, пропагандирующиеся в СМИ, телевидении, сети Интернет, приводят к неосознанному желанию значительной части населения, особенно детей, подростков и молодежи, следовать ему, способствуют закреплению навязанных негативных стереотипов поведения, снижают уровень информационной безопасности, способствуют изменению морально-ценностных установок в обществе. Эти влияния, как доказывают многие исследователи [3,4,5], приводят к серьезным нарушениям психического и физического здоровья личности, отклонениям культурно-нравственного поведения, к росту правонарушений, подпитывают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний в обществе.

На заседании Совета Безопасности президент Российской Федерации В.В. Путин высказал мысль, что «вопросы, связанные с защитой информационного пространства России от современных угроз, - одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности» [1]. Президент России обозначил основные задачи обеспечения информационной безопасности в стране, в том числе защищенность персональной и конфиденциальной информации, подготовка в области обеспечения информационной безопасности личности.

В связи с вышеизложенным, в системе российского образования реально усилилась потребность в создании надежных педагогических, психологических, методических и организационных механизмов защиты личности (в первую очередь детей, подрастающего поколения, а также людей пожилого возраста) от отрицательного воздействия информационной среды, однако эта потребность пока еще недостаточно удовлетворена.

Доктрина информационной безопасности РФ [2] трактует понятие информационная безопасность (ИБ) как «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Под «жизненно важными интересами личности» понимают: 

−соблюдение и реализацию конституционных прав на поиск, получение прав и распространение информации; 

−реализацию прав гражданина на неприкосновенность частной жизни; 

−использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного, интеллектуального развития; 

−защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; 

−обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой вредной информации.

Считаем, что обеспечение информационной безопасности личности представляет собой многоаспектную междисциплинарную проблему, решение которой во многом сказывается на состоянии национальной безопасности общества в целом. Под информационной безопасностью личности будем понимать «состояние и условие жизнедеятельности личности, при которых отсутствует или минимизирована угроза нанесения вреда личному информационному пространству и той информации, которой обладает индивид» [3]. 

Исторически сложилось, что в России проблемы информационной безопасности изучались и решались только для защиты государственной тайны и не рассматривались как возможные угрозы, влияющие на повседневную жизнь личности, на политическое, экономическое, культурное развитие общества и государства. Однако современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая становится важнейшим фактором общественной жизни и во многом определяющим перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований российского общества.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет констатировать, что проблема непрерывной подготовки личности к обеспечению информационной безопасности на всех уровнях образования (дошкольное, школьное, профессиональное, послевузовское) является малоизученной и нуждается в отдельной проработке.

Под влиянием содержания информационных потоков, которые человек воспринимает, внешней и внутренней личностной информационной среды формируется образ мышления,  мировоззрение, система ценностей и интересов, и со временем обогащаясь и развиваясь в ту или иную сторону формируется своеобразный морально-семантический фильтр. От ориентации и устойчивости этого фильтра существенно зависят поступки, поведение человека в той или иной ситуации. На содержательные и качественные характеристики такого фильтра влияют исторические, национально-этнические факторы, система образования, религиозные и философские течения, идеологическая пропаганда, другие составляющие информационной среды. Естественно, что значительную роль при этом играет образование и воспитание, психолого-педагогическая деятельность по сопровождению информационной безопасности. Задача психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности заключается в защите личности от негативных проявлений, угроз и рисков в открытом информационном пространстве и тем самым обеспечение условий для наиболее полноценного развития личности. 

Педагогической наукой пока не определено содержание психолого-педагогического воздействия, контроля и сопровождения на каждом этапе развития личности в зависимости от актуальных угроз информационного воздействия, не разработаны условия безопасного использования соответствующих возрасту и жизненному опыту информационных сервисов и услуг. Например, при обучении граждан третьего возраста должны быть учтены актуальные проблемы защиты информационного пространства пожилых людей (кража данных учетных записей, финансовые махинации и мошенничество в Интернете, ошибки пользователей).

В век информатизации всех сфер жизни общества невозможно полностью оградить маленького ребенка, дошкольника от нежелательного контента в сети Интернет, СМИ и по телевидению, но необходимо предупредить его об опасных ситуациях, научить справляться с информационными угрозами и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к родителям, педагогам, наставникам. На этапе взросления очень важной является   профилактическая работа с детьми по защите от вредной информации, взрослые должны объяснить ребенку правила безопасного поведения при использовании компьютера, интернета и сущность явлений, с которыми он может там столкнуться.

Следует отметить, что многие исследователи (Козлов О.А., Привалов А.Н., Бочаров М.И., Поляков В.П.) занимались решением вопросов, связанных с подготовкой школьников к обеспечению информационной безопасности. Целью обучения информационной безопасности в начальной школе, по мнению Малых Т.А., является формирование соответствующей системы противодействия информационным угрозам. Автором определены методы проведения внеклассных занятий в начальной школе по обучению информационной безопасности [4].

При подготовке учащихся основной школы, необходимо сформировать способности по выявлению, распознаванию, противостоянию негативным информационным воздействиям. Е.Э. Серебряник выдвигает ключевое направление решения поставленной проблемы – формирование личности не только психологически устойчивой к негативным информационным воздействиям социальной среды, но и владеющей умениями ее конструктивного преобразования. Подростку необходимо привить определенные морально-нравственные правила  и нормы поведения в информационно-сетевой среде. 

Необходимым условием и инструментом обеспечения информационной безопасности учащихся будет являться конечно подготовка компетентных педагогов, понимающих природу информационных угроз и обладающих специальными компетенциями для противодействия им. Решение проблемы информационной безопасности подрастающего поколения мы видим в достаточном количестве высококвалифицированных педагогов, компетентных не только в предметной и  методической сферах, но и в психолого-педагогических аспектах обеспечения информационной безопасности школьников. 

Особенностью непрерывной подготовки личности к обеспечению информационной безопасности на этапе вузовского и послевузовского образования является то обстоятельство, что недостаточно обучить программным и техническим средствам защиты информации, но в первую очередь необходимо воспитать ответственность при использовании информационного контента, который может причинить материальный или моральный ущерб другим людям. Считаем, что требуется изменить условия формирования информационной компетентности будущих педагогов в процессе обучения в высшем учебном заведении. 

Подводя итоги вышесказанного, констатируем, что, несмотря на то, что проблема обеспечения информационной безопасности  личности в нашей стране признана социально значимой и важной, но на сегодняшний день разработана недостаточно и по-прежнему требует пристального внимания как со стороны учёных, так и педагогов-практиков. Необходимо рассматривать вопросы непрерывной подготовки личности к обеспечению информационной безопасности как важнейшие задачи психолого-педагогической деятельности современного образования, от успешного решения которых зависит духовное, физическое и нравственное благополучие всего общества.

Список литературы:

1.Выступление В.В. Путина на Совете безопасности РФ [электрон. ресурс] URL: http://www.scrf.gov.ru/conferences (дата обращения 10.11.2014)

2.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) // Справочная правовая система ГАРАНТ. [электрон. ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

3.Богатырева, Ю.И. Информационная безопасность школьников в образовательной среде: теория и практика высшей школы. - Тула: ТулГУ, 2013. – 160 с.

4.Малых, Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дисс. ... канд. пед. наук 13.00.01.   / Малых Татьяна Александровна. — Иркутск, 2008. – 35 с.

5.Привалов, А.Н. Иерархическая оценка компетентности в области информационной безопасности [Текст] / А.Н. Привалов, Ю.И. Богатырева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2012. - №13 (132). – С. 194-199