ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Хрупова Татьяна Викторовна, воспитатель 1 квалификационной категории,

 МДОУ – детский сад № 42 «Теремок», г. Серпухов

                                                          Каждый человек обладает потенциалом двигаться   в

естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной

ценности,  достоинства и способность направлять

свою жизнь  и двигаться в направлении  самоактуализации,

личностного и профессионального роста.

В.Э. Пахальян.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. [4.C.4]

В наше время социум предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен свободно ориентироваться  в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно – методической;

- социально–педагогической.

Показатели профессиональной компетенции педагога подкрепляются следующими критериями:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; 
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель умело должен соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления,  формируя целостность восприятия ребенком. Таким образомпедагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.[4.C.4]

В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы. Всё это требует умения проектировать развитие образовательной системы или собственную образовательную деятельность педагога.

В педагогической теории и практики большое применение нашел метод проектов. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. В современных условиях, практическое обучение рассматривается как развивающее. [2.c 149]

Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии  партнерских отношений,  овладение коллективной деятельностью, объединить  детей, направлена  на  социально- коммуникативное, познавательное, речевое  и художественно – эстетическое  развитие  детей,  родителей  и педагогов с целью реализации проекта.    

Педагогический коллектив нашего МДОУ – детский сад № 42 «Теремок» реализует экспериментальную площадку «Познавательное развитие дошкольников средствами проектной деятельности».  Её целью является  социально – познавательное и речевое развитие детей  раннего возраста в условиях проектной деятельности. 

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а  требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В группах раннего возраста вводятся только элементы проектной деятельности. Целесообразнее всего начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В этом возрасте  дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей. 

Исходя из сегодняшней ситуации, одна из ведущих проблем детства заключается в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у родителей – неразборчивость в их выборе.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка. 

В рамках тематического планирования был разработан проект «Моя любимая игрушка».

Целью проекта ставилось формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации. Формировать бережное отношение к игрушкам, взаимодействие с ними.

Участниками проекта стали дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

С целью привлечения родителей к осуществлению проекта были подготовлены памятки: «Какие игрушки приобретать детям», проведены консультации: «Игры для развития ребенка»;  «Вы, ваши дети и игрушки», осуществлена подборка художественной литературы, оформлен уголок для родителей «Маленькие художники».

Для реализации проекта были разработаны ряд игр для детей раннего возраста «Из чего сделаны наши игрушки», «Какие бывают игрушки».

«Большие и маленькие».  Адаптированы дидактические игры

«Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит? », «Угадай игрушку по описанию», «Солнечный зайчик», «Чудесный мешочек». 

Проект включал в себя подготовку к экспериментально-исследовательской деятельности, а именно: игры с водой «Пускаем бумажные кораблики».

Сюжетно – ролевыеигры «Купание кукол», «Поездка на поезде», «Магазин игрушек», «Семья» обогатили опыт детей в рамках проекта.

Не осталась в стороне и оздоровительная работа. Дети с удовольствием играли в пальчиковые и развивающие игры: «Дружат в нашей группе…», «Апельсин», «Жу-жу-жу», «Вот так!» и другие.

В результате работы над проектом дети пополнили представления об игрушках, стали проявлять интерес и желание играть с игрушками, у малышей развилась речевая активность, они научились включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевый диалог, стали бережнее относиться к игрушкам.

Итоговым продуктом проекта явилась  совместная работа родителей и детей «Моя любимая игрушка»(см.сайт МДОУ – детский сад № 42 «Теремок» эл.адрес: dou42-teremok.ucoz.ru), где родители изготавливали вместе с детьми поделки на различные темы из различных материалов.

Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность в группах раннего возраста одним из важных условий реализации  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования  исоздает условия для формирования у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития своего ребенка. Сотрудничество педагогов, их родителей в рамках проектной деятельности  укрепляет психологическое здоровье семьи.

Литература:

1. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного  образования / под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: Мозаика – Ситнез,2014.

3.  Познание предметного мира:  комплексные занятия /автор – составитель Ефанова З.А.- Волгоград.- 2012 г. 

4. Хохлова О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов: справочник старшего воспитателя.-2010.-№3.