ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА ДОУ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР

Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед

МДОУ детский сад № 21 «Сказка» г. Серпухова 

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся необходимым средством коррекционной  работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств  коррекционно - развивающей работы  и помогают достигнуть максимально успешных результатов  в преодолении речевой патологии  у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Для детей  с общим недоразвитием речи характерны: словарный запас значительно ниже возрастной нормы, аграмматизмы, дефектное произношение или отсутствие  звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, плохая координация мелкой моторики пальцев рук. У детей  с  ОНР отмечаются   нарушения  внимания, несовершенство логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна. Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Используя  инновации в коррекционно-педагогической работе, мы стремимся  развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков. Можно выделить следующие виды инновационных логопедических технологий в логопедии:

— информационно-коммуникационные технологии;

— дистанционные образовательные технологии (используемые при организации работы с родителями);

— инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика и т. п.;

— педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов: ароматерапии, хромотерапии, библиотерапии и т. п.;

— здоровьесберегающие технологии

— смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.

Особенно хочется отметить роль и значение информационно-коммуникационных технологий. Применение инновационных средств обучения, в том числе и мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Включение ИКТ в образовательный процесс позволяет учителю-логопеду организовать различные формы учебно-познавательной деятельности, разнообразить процесс обучения. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет значительно увеличить плотность работы, обогатить её новым содержанием, повысить   результаты.

В ДОУ есть мультимедийный проектор, приобретены специальные игровые программы, способствующие улучшению процесса обучения («Игры для Тигры», «Радуга в компьютере», «Учимся правильно говорить»). Дети с интересом и большим удовольствием посещают занятия. В работе мы используем разнообразные наглядные пособия, таблицы, схемы, иллюстрации. В этом компьютер оказывает неоценимую помощь. Чаще всего мы используем компьютер на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка. Очень эффективно использование презентаций. Презентацию можно рассматривать, как дидактическое средство обучения. Это удобный и эффективный способ, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, что позволяет удерживать внимание воспитанников и воздействует одновременно на слух и зрение. Презентация состоит из слайдов, в которых изложены иллюстративные варианты изучаемой темы, что даёт детям возможность во время рассказа учителя-логопеда концентрировать внимание на новом материале. Демонстрируемый видеоряд может быть представлен анимацией, фрагментами видеофильмов, мультфильмов, что усиливает визуальное восприятие, облегчает усвоение материала, повышает активность и заинтересованность детей. Усиливается учебная мотивация, что неизменно приводит к повышению уровня усвоения грамматических категорий.

Используются презентации на различных этапах образовательной деятельности: во время организационного момента, во время актуализации знаний, в процессе объяснения нового материала, при обобщении и закреплении. Эмоциональному настрою организационного момента уделяется особое внимание.  Учитывая низкую переключаемость внимания детей с ОНР, во время организационного момента важно настроить их на изучаемый материал.  Использование музыки, подобранного иллюстративного материала, эмоциональная речь учителя-логопеда настраивают воспитанников на усвоение нового, сокращают время на организацию начала занятия. Например, знакомя детей с темой «Дикие животные» используются загадки, картинки. Дети с интересом включаются в игру. Слайд позволяет воспитанникам проверить себя и определить изучаемую тему, подготовиться к восприятию нового материала. Широко применяются компьютерные презентации и при изучении нового материала. При изучении темы «Домашние животные» мы используем элементы мультипликации. Созданный анимированный слайд, герой мультфильма «Простоквашино» рассказывает детям о том, как появились домашние животные. В презентации могут включаться различные задания, дидактические игры, тесты, что позволяет актуализировать, закрепить и обобщить знания детей. После начала проведения занятий с использованием мультимедийных презентаций положительную  динамику в речевом развитии детей отмечают не только педагоги, но и родители воспитанников.

В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом. 

Литература:

 1.Образование и XXI век;  Информационные  и коммуникационные  технологии . – М.: Наука, 1999.     

 2. Сайт института возрастной физиологии РАО vfrao.ru