ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ – ПЕРВЫЙ СОЦИУМ ДЛЯ РЕБЕНКА

Маметьева Елена Николаевна, воспитатель,

МДОУ – детский сад № 42 «Теремок», г. Серпухов


Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Актуальной проблемой  является взаимодействие педагогов ДОО с родителями.

В статье 18 Закона РФ « Об образовании» говорится : «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»

В воспитании маленького ребенка решающую роль  играет семья.

Семья  является для малыша институтом эмоциональных отношений, который на протяжении всей жизни неосознанно воспринимается им как  «эмоциональный тыл». Семья социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе, животным.

С приходом в дошкольное учреждение ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. И уже  не ему потакают, а он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с интересами других детей и взрослых. Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения.

Отечественные педагоги считают, что нужно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следования семейным традициям.

Проработав в группе раннего возраста более 10 лет, считаю, что именно в этом периоде закладываются основы многолетнего сотрудничества детского сада и семьи,  успех которого во  многом зависит от того, насколько родители  с первых дней пребывания ребенка в детском саду проникнуться доверием к педагогам, убедятся в том, что отныне их заботы о малыше разделят внимательные, добрые, знающие и умелые люди.

Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей? Прежде всего осуществлять разнообразную по содержанию и формам работу с родителями. Ее цель – выяснить педагогические возможности родителей, помочь им создать необходимость целенаправленного воспитания ребенка совместными усилиями с детским садом и вооружить их соответствующими знаниями и умениями.

Детское сообщество, в данном случае в виде нашей группы, должно  быть полностью открытым для семьи,  как с точки зрения получения информации, так и с точки зрения непосредственного участия семьи в образовательном процессе. Мы проводим «День открытых дверей», где  знакомим  родителей с работой детского сада, особенностями группы раннего возраста, а также с  направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечаем  на вопросы родителей. В доступной и понятной форме стараемся  убедить их в необходимости правильно организовать адаптацию ребенка к детскому учреждению ( кто-то из членов семьи должен выделить время для посещения яслей вместе с ребенком в течении времени, которое понадобится малышу для привыкания).

Специфика нашей  работы в группе раннего возраста с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детского возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения. 

Возрастная категория родителей, чьи дети посещают группы раннего возраста, зачастую очень молодая, что определяет особенности работы педагогов с семьей. Молодые семьи  еще не имеют опыта воспитания детей, не владеют необходимыми знаниями и умениями. Важная  роль в этом процессе принадлежит маме. Ее доверие к воспитателю, готовность участвовать в адаптации облегчает этот процесс. Поэтому  мы проводим индивидуальные беседы и консультации, совместное планирование работы.

Важно, чтобы любой новый опыт ребенок раннего возраста постигал через маму или другого близкого человека. Это поможет ему удостовериться в безопасности данного опыта. 

Верным признаком завершения периода адаптации является  хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия, и это требование времени. От воспитателя требуется  творческий подход  к материалу: поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмыслением своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. К взаимодействию с родителями необходимо подключать  специалистов (врача, логопеда и т.д.). Не секрет, что многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, а их обязанность – одеть и накормить ребенка, в выходные сходить на прогулку, - такая категория родителей пренебрегают советами педагогов, и   часто их  дети предоставлены сами себе. 

В нашей группе раннего возраста « Карапузы» работа с родителями не ограничивается  мероприятиями только информационного характера: лекциями и докладами на родительском собрании.  Мы  ежедневно проводим консультации для родителей, семинары-практикумы, для того чтобы правильно организовать деятельность детей дома. Проводятся такие занятия с небольшой группой родителей, которые заинтересованы в овладении определенными педагогическими знаниями и умениями. Для практических занятий мы выбираем следующие темы: « Учите детей самостоятельности», «Развивайте движения ребенка», « Привитие культурно-гигиенических навыков» и т. д. 

Большое внимание в работе с родителями мы уделяем наглядно-педагогической деятельности. Основной  целью является пропаганда педагогических знаний через систему наглядной агитации. Это и тематические выставки, информационные стенды, информационные папки-передвижки, папки-раскладушки, выставки детских работ: «Умелые пальчики», «Юные художники» 

Одним из эффективных способов сближения родителей, детей и педагогов в нашей группе « Карапузы», стало проведение конкурса «Моя любимая игрушка», а затем и фото - конкурса «Здоровый образ жизни». Очень важно, что  у родителей появляется интерес к  жизни их детей в группе. Часто возникают дискуссии  по инициативе родителей. Мамы и папы стремятся к индивидуальному общению с педагогами, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими.

Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую ответственность , а это и является  показателем заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная  эмоциональная атмосфера  в отношениях между родителями и педагогами. Ну а мы в свою очередь  обращаем большое внимание на следующие моменты :

  • никогда не начинаем  разговор с родителями на  указания отрицательных моментов в поведении их ребенка;
  • отмечаем сначала положительные факты его жизни;
  • замечания, возражения, жалобы родителей выслушиваем внимательно и терпеливо;
  • если появляется необходимость, то стараемся давать точные, конкретные ответы;
  • вселяем в родителей веру в своего ребенка, бережем самолюбие родителей;
  • авторитет родителей всегда ставим на первое место.

Всё это обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит и успех всего ДОУ.

Также традицией в нашей группе стали праздники «Выпускной праздник», «Мы теперь большими стали», «Говорят ребята» - это важный этап в жизни малышей и родителей, ведь они переходят в детский сад. Эти  праздники – подведение итогов нашей работы за год. На память  дети и родители получают  портфолио  малыша с фотографиями и рисунками за прошедшее время и напутственными словами первых педагогов . Наше взаимодействие с родителями не прошло даром. Мы сумели убедить  родителей в том , что активное участие  в развитии ребенка  ведет к успеху самого ребенка, повышается родительская самооценка.

Заключение

Сама проблема сотрудничества детского сада и семьи не нова. Но сегодня  она носит творческий характер через дифференцированный  подход к семье и детям . Взаимодействие семьи и детского сада- это  длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания .В  новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога ( беседы, семейные клубы, дискуссии: круглые столы ,интерактивные игры, мастер-классы),  реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие  интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Основные цели интерактивного взаимодействия –обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условий для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. А этому нужно учиться…

Список литературы

1.Севостьянова, Е.О.Дружная семейка .Программа адаптации к ДОУ [Текст]  / Е.О.Севостьянова.-М.,2007г.

2.Козлова, А.В.,Демеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей [Текст]/А.В .Козлова, Р.П. Демеулина .-М., 2005

3.Зверева , О.Л., Кротова ,Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ [  Текст]/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.-М.,2005г.

4.Евдокимова,Е.С.,Дозокина,Н.В.Детский сад и семья. Методика работы с родителями[Текст]/ Е.С.Евдокимова,Н.В.Дозокина.-М.,2007г.