ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Камнева Галина Владимировна, воспитатель МДОУ – д/с №47 «Радуга» г. Серпухов,

Чуканина Людмила Геннадьевна, воспитатель  МДОУ – д/с № 47 «Радуга» г. Серпухов.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного  образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод  экспериментирования. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддьякова.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами  и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификация, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.

При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Мы согласны с Н.Н. Поддъяковым, который  сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

1.Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2.В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3.Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4.Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999). Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги Я.А. Каменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци и другие.

Дети дошкольного возраста с интересом экспериментируют. Пяти – шести летние  дошкольники уже умеют задавать поисковые вопросы и активно стремятся искать на них ответы. В этот возрастной период дошкольники, как правило, сами являются инициаторами опытов и экспериментов, стремятся прогнозировать результат.

Повышается уровень самостоятельности детей, но всё же он еще не велик. Значительно шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов: гербаризация, консервирование, объёмное засушивание. Дети способны вместе с педагогом анализировать результаты своих опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об исследовании.

Детям старшей группы доступны двух - трёхчленные цепочки причинно-следственных связей. Они стремятся задавать поисковые вопросы: «почему?», «отчего?», «как?».

В старшей группе детского сада возрастает длительность исследований. Дети способны хорошо запоминать инструкции, понимать их смысл, соблюдать правила безопасности.

В подготовительной к школе группе дети способны сами ставить эксперименты и делать выводы об их результатах. Детям седьмого года жизни доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердилась в ходе исследования. Дети способны делать выводы о скрытых, не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Детское экспериментирование – это неизолированный вид деятельности. Оно тесно связано с игровой, трудовой, познавательно-исследовательской деятельностью.

И в тоже время детское экспериментирование не является обязательной деятельностью. Это – свободный творческий труд и им нельзя заниматься по принуждению. Опыты организованные с детьми дошкольного возраста не имеют строгого регламента, нельзя запрещать детям общаться во время исследования, обмениваться полученной информацией, выражать эмоции.

Детское экспериментирование  дошкольной педагогики является способом  введения ребенка в целостный педагогический процесс. В дошкольном обучении нет четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением.

В нашей группе разработана система экспериментов в различных видах НОД и повседневной жизни.

Образовательную область «Познание» объединили с  образовательной областью «Труд» и «Художественное творчество».

На НОД по формированию целостной картины мира дети получают знания по темам: «Вода», «Воздух», «Почва», «Космос», «Явления природы», «Животный и растительный мир», «Предметы окружения», «Правила и культура поведения», которые они закрепляют  на НОД по «Труду» и «Художественному творчеству».

Например: Детям рассказывали про почву. Они узнали, что в состав почвы входит песок, выяснили различные свойства песка, его положительные и отрицательные свойства. Во второй части НОД дети рисовали картины, используя вместо красок цветной песок. Когда дети вышли на прогулку то они протестировали ледяную дорожку (пустили по ней кубик), увидели, что кубик проехал всю дорожку без задержки. После того как дорожку посыпали песком скольжения по ней не было. Детьми были сделаны соответствующие выводы.

Изучая тему «Ветер» дети узнали, что можно определять направление и силу ветра. На НОД по труду дети изготовили вертушки из бумаги и бросового материала, тем самым закрепив различные свойства бумаги и полиэтилена. Затем на прогулке дети, с помощью вертушек определили силу ветра.

При ознакомлении детей с комнатными растениями дети узнали названия растений, строение, правила ухода за растениями. К празднику мам каждый ребенок посадил  для своей мамы черенок понравившегося ему цветка. Дети ухаживали за своими посадками: поливали, рыхлили, опрыскивали, подкармливали. А одно растение посадили в закрытую сферу, создав микроклимат, и больше не поливали. Выросшие цветы подарили мамам, а цветок, за которым дети только визуально наблюдали, вырос тоже. Детей подвели к новой теме «Круговорот воды в природе». В последнем эпизоде объединили сразу несколько областей: труд в природе, экологию, нравственное воспитание.

Изучая тему «Деревья» мы выделили в отдельный блок – березу, как символ России. Дети наблюдали березу в разное время года: летом, осенью, зимой, выучили стихи о ней. Затем дети перенеслись в далекое прошлое и познакомились с берестой, написали берестяные грамотки, нарисовали березу с помощью тычков, сделали березку из бумаги, закрепив при этом геометрическую фигуру – конус.

К каждой теме, которую мы предлагаем детям для исследования можно подобрать различные виды деятельности, закрепляющие главную идею.

Для проведения таких экспериментов в нашей группе создан уголок «Почемучек», где собрано все необходимое. Следуя за любознательностью наших воспитанников, оборудование уголка постоянно пополняется.

Ведущая роль в исследовательской деятельности детей принадлежит воспитателю. Без педагога экспериментирование в дошкольном возрасте превратилось бы в пустое манипулирование предметами, а, следовательно, не могло бы иметь познавательной ценности.

  По ходу проведения опытов, наблюдений и экспериментов педагогу необходимо соблюдать ряд требований в общении с детьми:

  • следует избегать оценки детских идей, критики, командирских приемов, проявлять терпимость к ошибкам в процессе поиска собственного решения;
  • проявлять искренний интерес к любой познавательной деятельности ребенка, стремиться за любыми выражениями идей, увидеть активную работу мысли;
  • воспитывать веру ребенка в свои силы, чаще выражать оценку, предвосхищающую успех;
  • воспитывать у детей настойчивость в выполнении заданий, уметь доводить начатое дело до конца.

Поэтому можно сделать вывод, что самостоятельная исследовательская деятельность ребенка – сложная работа. Она предъявляет к ребенку и педагогу высокие требования. Педагог должен научить ребенка самостоятельно мыслить, предлагая разнообразные решения задач, убедительно доказывать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других, разрешать споры и управлять эмоциональным состоянием.

В итоге такой работы наши дети должны обладать не только хорошо развитым мышлением, но и позитивной самооценкой, хорошо развитыми коммуникативно-речевыми  и творческими способностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Творческий центр, 2004.- 154с.

2.Казакова С.И. диагностика познавательных способностей в дошкольном возрасте. - М.: Логос, 2006.- 197с.

3.Коршунова С.И. исследовательская деятельность в детском саду. – СПБ. Нева, 2005.- 189с.

4.Поддьяков Н.Н. Развитие мышления умственное воспитание дошкольников. – М.: Педагогика, 1989.- 317с.