ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАССКАЗА-ОБРАЗЦА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Захарова Инна Николаевна – воспитатель,

МДОУ детский сад компенсирующего вида № 26, г. Серпухов

Связная монологическая речь - это произвольная самостоятельная речь, оформленная в соответствии с грамматическими и лексическими нормами языка.  Обучение детей рассказыванию  способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств. В развитии речи ребенка с ОНР умению связно рассказывать предшествует огромная работа по формированию лексического запаса и грамматического строя речи. Сначала формируется диалогическая речь: ребенок учится слушать собеседника, правильно и полно отвечать на его вопросы,  задавать вопросы. Переход к более сложной форме связной речи, монологической у  детей с недоразвитием речи затруднен. Чтобы помочь детям, заинтересовать их,  в своей работе  мы используем разнообразные виды обучающего рассказывания: по восприятию, по памяти, по воображению. Так как наши дети испытывают огромные трудности в формировании связной речи воспитателю необходимо готовить рассказ-образец. Дети получают конкретное представление о том, что такое рассказ, пользуются им как эталоном.

Образец рассказа, предложенный воспитателем - это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа необходим на начальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру собственного рассказа, облегчает подбор лексико-грамматического оформления своего монолога

Образец показывает примерный результат, к которому должны стремиться дети. Рассказ воспитателя должен быть кратким, доступным по содержанию и форме, живым и интересным. Содержание его должно иметь воспитательную ценность. Образец  лучше всего использовать  в начале занятия или для коррекции детских рассказов.

Образец рассказа необходимо анализировать. Это  привлечет внимание детей к последовательности событий  и структуре рассказа. Это учит детей строить план будущих рассказов, знакомит с разными типами  монологов.  Воспитатель, упражняя детей в разных видах рассказывания, должен учитывать языковую задачу, поставленную перед детьми, Каждый вид рассказывания решает определенные задачи. Рассказ по восприятию строится на основе впечатлений, полученных в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений одновременно несколькими органами чувств.  Например: на слуховом восприятии - небольшие по объему народные сказки, рассказы Л.Н. Толстого. Зрительное и тактильное восприятие - это описание игрушки (предмета). Воспитатель должен помочь детям составить рассказ о предмете, описав его как можно подробнее, отметив все его отличительные признаки.  Ребенком должны быть использованы все слова, характеризующие предмет. Это способствует формированию наблюдательности, учит детей понимать  слова-обобщения: Рассказывание по картине сложнее рассказа-описания, т.к. ребенок только зрением воспринимает образы предметов или сюжет. Мы заранее продумываем выбор картины, учитывая  уровень развития монологической речи детей. Только после всего этого воспитатель строит свой рассказ-образец. Серии картин, используемых в работе с детьми: «Мы играем», «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Наши маленькие друзья», и т.д. 

Пересказ художественного произведения - один из видов рассказывания по восприятию. Пересказ художественного произведения - необходимая ступень к творческому рассказыванию, самому сложному виду рассказывания. Ребенок овладевает пересказом, если он располагает определенным опытом, способен к ассоциативному образному  мышлению, имеет достаточно развитые слуховые внимание и память.  Давая образец пересказа, воспитатель проникается мыслями и чувствами автора, стремится передать характеры литературных героев.

Рассказывание по памяти - последовательная и образная передача в устной речи события, имевшего место в жизни рассказчика. Рассказывание по воображению - творческое, т.к. требует от ребенка воспроизведения в памяти ярких событий, участником или свидетелем которых он мог быть сам или узнать о них из художественной литературы. В процессе обучения творческому рассказыванию совершенствуются речевые навыки ребенка. Творческие рассказы по сложности речевых задач делятся на несколько видов: продолжение и завершение рассказа, начатого воспитателем, придумывание рассказа по опорным словам, придумывание рассказа на тему, предложенную воспитателем.

Формирование  связной монологической речи относится к числу важнейших задач  работы с дошкольниками с речевой патологией.  Это необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития  и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Список  использованной и рекомендуемой литературы:

1. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М., 2006г.

2. Ушакова О.С. Развития речи дошкольников. - М., 2001г.

3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М.: ТЦ Сфера,2002. 

4. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2001, 2002.