Исследовательский проект на тему «Бизнес и общество: проблемы и взаимодействие»

Преподаватель-руководитель проекта: Ахмеджанова Зухра Тимуровна

Студент: Галкина Мария, 

Колледж Туризма и гостиничного сервиса 

Специальность «Гостиничный сервис», г.Санкт-Петербург

 

Данный исследовательский проект выполнен в рамках Международной студенческой конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития России», организованной Советом директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Тема исследовательского проекта является актуальной в силу широкого спектра проблем в обществе, носящих ярко выраженный социальный характер. В проекте определена цель исследования - определить и сформулировать основные направления социальной ответственности бизнеса перед обществом, а также ряд задач:

  • изучить учебную и научно - популярную литературу 
  • выявить основные социальные проблемы российского общества
  • изучить историю благотворительности в России
  • рассмотреть примеры проявления социальной ответственности организациями
  • сформулировать характеристики социально ответственной организации.

В рамках проекта был проведен социологический интернет-опрос об отношении молодежи к благотворительности, в котором приняли участие 891 человек. Результаты исследовательского проекта были представлены на Международной студенческой конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития России», а также на занятиях программы «Этикет» для студентов отделения Гостиничного сервиса.

 Все это позволило нам принять решение об участии   в  III-м Всероссийском заочном профессиональном педагогическом Интернет-конкурсе  «Воспитание - важнейший элемент формирования личности». 

Тезисы к докладу, представленному в виде презентации в программе Microsoft PowerPoint.

Известный русский писатель Ф.М.Достоевский сказал: «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми, за всех людей и за все». И эти слова в наши дни приобретают особый смысл, поскольку сегодня  российское общество  характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах: безработица, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры. И в то же время развитие бизнеса, имеющего огромные материальные и финансовые ресурсы. В связи с этим актуальность темы связана с тем, что  направленность бизнеса только на извлечение прибыли может обострять социальные проблемы - усиливать социальное неравенство, вести к массовой бедности, загрязнять окружающую среду. Для проведения исследования выдвинута гипотеза: активное участие организаций сферы бизнеса в решении проблем общества является  условием успешности и  эффективности бизнеса. Цель исследовательской работы - определить и сформулировать основные направления социальной ответственности бизнеса перед обществом. 

Мы выяснили, что история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественной помощи. По нашему мнению, благотворительность как социокультурное явление существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные отдельной эпохе (например, религиозные формы - 12 век, государственные - 18 век, частные - 19 век). 

По мере стабилизации экономики социальная ответственность бизнеса постепенно стала превращаться в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальной стабильности.

Появилась возможность создания российских благотворительных фондов.  Например, благотворительный фонд «Абсолют-Помощь», Общероссийская Благотворительная организация «Преображение России»,  Фонд «Подари жизнь». Особое значение имеет этика ведения бизнеса. В 2004 г. была принята ”Социальная хартия российского бизнеса”, разработанная РСПП. В бизнесе мы выделили следующие важные аспекты, характеризующие уровень его этичности: отношение к потребителям,  отношения с партнерами, рекламная деятельность.

В результате проведенного исследования нами сформулирован ряд выводов и рекомендаций по повышению уровня социальной ответственности и деловой этики современной организации сферы бизнеса:

  • Социальная ответственность происходит от убеждений и ценностей, а не из соображений выгоды
  • Изучение российского и зарубежного опыта воспитания доброты, милосердия и сострадания
  • Участие в экологических программах 
  • Вклад в решение проблем общества  в области здравоохранения, образования, культуры, спорта
  • Разработка кодексов профессиональной этики.

Список источников:

1.ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. N135.

2.Кочетов А. Благотворительность и социальная защита: историческая преемственность//Власть, 2003.

3.Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX. - М.: Наука, 2005.

4.Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.

5.Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2005.