Долгосрочный воспитательный проект "Восстановление истории немецких поселений на территории Кошкинского района"

Лукина Елена Вячеславовна, учитель географии, 

ГБОУ СОШ с. Кошки, Самарская область

Актуальность. Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества.»

«Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласия». В.В.Путин.

Противоречия.

Потоки агрессии при отсутствии какой-либо аргументации, абсолютно враждебное отношение к ряду этнических групп, притом не выработанное самостоятельно, а сложившееся в силу определенных стереотипов – все это сразу бросается в глаза.  Вместе с тем, наиболее остро проблема  национализма стоит в молодежной среде. Потому что именно молодежь является наиболее внушаемой, наиболее  остро и чутко реагирующей на все изменения прослойкой общества.

Варшавский институт публичной политики (ISP) при содействии Фонда германо-польского сотрудничества (SdpZ) и опираясь на результаты репрезентативных опросов, проведенных "Левада-центром" в ноябре 2011 года, провел сравнительный анализ отношения россиян к Германии и немцам .При слове "Германия" россияне сразу начинали вспоминать историю: Великую Отечественную войну, фашизм, Гитлера, нацистские концлагеря, победу 1945 года, погибших на войне родных и близких, Берлинскую стену. У самой крупной группы россиян (35,7 процента) при слове "Германия" возникают именно негативно окрашенные исторические ассоциации. 

Проблема. Сложившиеся  определенные стереотипы по отношению к нациям. Незнание подлинной истории.

Цель воспитательного проекта: Формирование  толерантного  отношения к немецкой нации в процессе исследовательской деятельности по истории  своего края  и просветительской работы по этому вопросу.

1 этап. Научно-исследовательская деятельность.

Задачи:

1.Изучить литературу и сохранившиеся документы о немцах Кошкинского района.

2.Выбрать необходимую информацию, используя интернет-ресурсы.

3.Найти фотографии немецких построек, немецких семей и другие фотографии,  касающиеся нашей темы.

4.Сфотографировать найденные объекты, принадлежащие немецким поселениям.

5.Познакомиться с потомками немцев, проживающих на территории Кошкинского района и далеко за его пределами.

6.Оказать помощь в поиске мест проживания предков людям, посещающим Кошкинский район.

Перечень эффективных технологий, способствующих реализации проекта.

1.КТВ-Коллективные творческие дела.

2.Технология проектирования.

3.ИКТ (использование интернет -ресурсов, составление презентаций ,контакт- переписки и т.д.)

4.Исследовательская технология. 

Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений считается одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников. Это одно из направлений удовлетворения заказа  нашей  страны, вступившей на путь постиндустриального развития.

 Историческая справка.

На территории Кошкинского района с 1859г по приказу царя Александра II  поселились немцы. На территории района они создали 2 волости Александртальскую и Константиновскую. Основали 24 немецкие колонии на пустующих тогда землях. На территории района они построили 2 кирпичных, , 6 маслосыроваренных, 2 мыловаренных заводов, ветровые  мельницы. По их настоятельной просьбе проложили железную дорогу через Кошкинский район, до сих пор действующую. Немцам по железной дороге необходимо было сдавать излишки. Они создали колхоз-миллионер им. Тельмана. Это были передовики производства, участники ВДНХ. Даже Столыпин приезжал в наши края смотреть на образец ведения хозяйства. Все немецкие дома буквально утопали в цветах. Дома строились надёжные, на каменном фундаменте, деревянные или из кирпича.  В каждом поселении была школа, церковь. По вероисповеданию это были меннониты, католики и лютеране. В Надеждино(Александрталь) сохранилась немецкая молельный дом. Сохранились некоторые жилые помещения.  С 1941 года более 7,5 тыс. немцев было  несправедливо выселено  с территории района. Исчезла цивилизация уникального этноса с территории нашего края. Мы сегодня гордимся нашими земляками. Мы хотим сохранить всё, что связано с их жизнью.

Краткое описание деятельности.  

1)Изучение литературы о немцах Кошкинского района. В 2009 году были изданы 3 книги о Кошкинских немцах: 1.Фаст Виктора «Преходящая Родина»,  2.Арнольдова Н.А. и Арнольдова М.Н. «Из истории немцев Кошкинского района Самарской области [1858-1941г.г.]». 3. Савченков И.А; Дубинина С.И «Российские немцы в Самарском крае»// Историко-краеведческие очерки - Самара: Издательство «Самарский университет»,2009/.

2)Отбор необходимой информации, используя интернет-ресурсы.

3)Найти Поиск фотографий немецких построек, немецких семей и других фотографий, касающихся нашей темы. Собранную информацию распределить в логически-взаимосвязанные разделы:

4)Исследовательские   поездки по бывшим немецким колониям. Фотографирование сохранившихся объектов  немецких поселений. Интервью с местными жителями. Расчистка  немецких кладбищ. 

  (№.    Название колонии.                               Год образования.            Название на 2009 г)

        1.  Александрталь    Александрталь                 1858                               Надеждино

 2.    Нейгофнунг    Новая надежда                     1862                               Надеждино          

        3.  Мариенау    Марьин луг                                1866                               Красновка

        4.  Линденау    Липовый луг                              1866                               Красновка

        5.  Шенау            Красивый луг                          1868                               Красновка

        6.Мариенталь    Марьина долина                    1863                              Новая жизнь

        7. Орлов    Орловка                                            1866                                    Орловка

        8.Муравьев    Муравьевка                                1863                                    Орловка

         9.  Гротсфельд    Кротовка                                1863                        СПК «Ягодный»

        10.Либенталь    Любимовка                              1867.  Не существует. Константиновская волость (1864 – 1871 г.)

 

         11.  Константинов Б.    Константиновка Б.          60-е годы    Б.Константиновка и т.д.

 2 этап. Просветительская деятельность.

1.Выступления на научно-практических конференциях: районного, окружного, областного, международного уровня. 

 2.Внутришкольные, внешкольные мероприятия.

3.Контактирование  с региональными центрам немецкой культуры.  

4.Публикация материалов на сайте Немцы Поволжья.      

5.Выпуск фотоальбома «Сохранившиеся объекты немецких поселений на территории Кошкинского района.

6.Знакомство и общение с потомками Кошкинских немцев. 

Вывод.

Кошкинские немцы показали нам не только образец ведения хозяйства, но и образец всего уклада жизни. Такие составляющие жизни как: трудолюбие, самоорганизованность, глубокая вера в Бога, образование и стремление к развитию, привлечение науки к различным сферам, пунктуальность, аккуратность всегда и во всем, любовь к прекрасному.

Исчезнувшая цивилизация немецких колоний показала нам пример, как нужно правильно жить. Есть чему поучиться у наших бывших земляков. . Пусть слова из Благодарственной молитвы александертальских немцев никогда и никого не оставляют равнодушными:

Боже Великий,

Даруй детям понимания того,

Что хорошо и что плохо

И помоги всем нам отказываться

От греховного, злого, плохого. 

Результативность. Личностный результат.

В сфере общественных отношений научно-исследовательская деятельность способствует согласно концепции духовно-нравственного воспитания.

  • развитию и воспитанию обучающихся:
  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере личностного развития обучающих  научно-исследовательская деятельность способствует:

  • готовности и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
  • готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей;
  • национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию.

Метапредметный результат. Формирует УУД:

-  личностные (формирование интереса),

- регулятивные (постановка  задач исследования, нахождение путей их решения, самооценка)

- познавательные (анализ литературы, исследование мест проживания немцев и др.)

- коммуникативные (общение с учителем, руководителем немецкой общественной организации, потомками кошкинских немцев и т.д.).

 Получение новых знаний  согласно требованиям современной школы.

Предметный результат.

Применение знаний, полученных на уроке в научно-исследовательской деятельности во внеурочное время. А научные знания ,добытые в процессе  исследовательской  деятельности,  учащиеся применяют на уроке.

Перечень достигнутых результатов.

 Неоднократные призеры школьных, районных, окружных, областных научно-практических конференций ,победители в секции краеведение историческое  в номинации за толерантность исследования в 8 Открытой Международной конференции в г. Отрадный. Н.Шмидт,- директор Кошкинской МЦБС, секретарь немецкой общественной организации «Neuhoffnung» («Новая надежда») муниципального района Кошкинский о проекте учащихся :

« Работа «Изучение истории немецких поселений на территории Кошкинского района» ценна уже тем, что написана и осмыслена молодым поколением. Ребята продолжили исследование истории заселения немцами Кошкинского района, начатое Н.А.Арнольдовым - кандидатом исторических наук, краеведом и В. Фастом - потомком немцев-меннонитов из Александерталя (Надеждино).  Подробно описаны 24 существующие до 1941 г. немецкие колонии. В работе отражены все исторические события, повлиявшие на заселение, развитие и гибель немецкого этноса на территории Кошкинского района. Особое внимание обращают на себя собранные по крупицам воспоминания репрессированных в 1941 г.- членов немецких семей и попытка воссоздать карту поселений и захоронений. История народа - скитальца необычайно интересна и достойна глубоких, всесторонних исследований не только со стороны потомков, но и краеведов, молодого поколения,  способного понять, оценить и сохранить все то, что дала нам исчезнувшая с нашего района немецкая цивилизация .»