Такой неизвестный известный Ломоносов

Ланина Ольга Ивановна, доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства,

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г. Тамбов 


Воспитатели   учителя     должны   

 знать,  кого  им   нужно воспитывать 

или выучить, знать не только тот      

 педагогический материал,   который 

сидит   или   бегает   под   их

                                   руководством,  но  и  тот  умственный  и

                                   нравственный  идеал,  к   которому   они

                                   обязаны  приближать  эти  вверенные   им

                                   маленькие живые будущности.

                                                                                                                         В.О.Ключевский

 

В последние десятилетия ХХ и начала ХХI века в сфере образования нашей страны наблюдается системный кризис, в результате которого резко обострились противоречия в процессе формирования человека, создался вакуум воспитания и ценностных ориентаций. Негативные явления в сфере воспитания проявляются в масштабе семьи, школы, микрорайона, региона и страны в целом.

Как следствие отсутствия духовного воспитания, в частности патриотических чувств,  являются возросшая детская и юношеская преступность,  бездуховность, наркомания, непрекращающийся терроризм, резкое увеличение потребления алкоголя и табака, проявление вандализма, национализма, экстремизма и  других видов насилия. В результате, состояние нашего общества, в частности молодежи, таково, что большая ее часть неудовлетворены жизнью. Данное мнение подтверждают, например, недавние события в г. Москве, на Манежной площади.

В молодежной среде все чаще проявляется отказ от службы в армии, дезертирство, в армии распространяется «дедовщина», проявление фашистской  и националистической идеологии.

Проблема «дефицита» воспитания, формирования всесторонне развитой личности с высокими нравственными, гражданско-патриотическими качествами становится не только актуальной, но и требует от Правительства РФ принятия конкретных шагов для выхода из сложившейся ситуации. Примером может служить, например,  государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Воспитание гражданственности  и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность образовательных учреждений – школ, училищ, техникумов, вузов на различных уровнях образования.  

Во все времена формирование целостной личности с высокими человеческими качествами являлось самой важной проблемой развития человеческого общества. С этой точки зрения считаем, что системообразующим направлением  в  области воспитания патриотических и   гражданских чувств является воспитание  на примере жизни и деятельности  выдающихся людей. Именно жизнь и деятельность выдающихся людей, в частности ученых с мировым именем, являются эффективным условием, были и остаются ярчайшим образом для формирования у молодого поколения гражданско-патриотических ориентиров и ценностей, чувства национальной гордости.