Чернова Елена Геннадьевна, музыкальный руководитель,
МАОУ детский сад № 210 «Ладушки», г.Тольятти
С 1993 по 2014 год я работала музыкальным руководителем в детском саду комбинированного вида № 201 «Волшебница» города Тольятти. Мне хотелось бы рассказать о своем опыте работы в данном учреждении.
Детский сад № 201 «Волшебница» с приоритетным осуществлением физического направления и квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии дошкольников работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» с учетом «Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) от 17.10.2013 года № 1155.
Реализация регионального компонента осуществляется по программе по эколого-краеведческому образованию дошкольников «Волжская земля – родина моя» (О.В. Каспарова, В.Н. Гандина, О.В. Щеповских. Тольятти, 2013). Это отражено в разработанном мной комплексно-тематическом планировании музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонента.
В детском саду наряду с обычными группами существуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» активно интегрируется с областью «Физическое развитие», так как влияние музыки на здоровье детей общепризнано. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В связи с этим становится значимой проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Поэтому одним из важнейших направлений моей работы при организации музыкально-художественной деятельности детей является внедрение здоровьесберегающих технологий:
- парциальная программа оздоровления детей дошкольного возраста «Облако» (Н.Н. Назаренко, С.В. Кузнецова): использование упражнений и игр с оздоровительной направленностью, комплексов ритмической гимнастики, проводимых под музыку с использованием специальных методических приемов для повышения интереса к выполнению движений с учетом этапов двигательной сенсорики; формирование способов творческого самовыражения личности; обучение навыкам пластичности и выразительности движений;
- программа «Музицирование как фактор здоровьесбережения» (Н.И. Мыськова), цель которой – сохранение и укрепление здоровья детей средствами музицирования через пение;
- психогимнастика (М.И. Чистякова) с целью развития эмоциональной сферы и раскрепощенности ребенка;
- технология развития голоса (В.В. Емельянов, ФМРГ – фонопедический метод развития голоса);
- технология развития музыкально-ритмических движений как средство психологической раскрепощенности ребенка по программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и речевых, двигательных упражнений под музыку М.Ю. Картушиной;
- подвижные игры с дидактической направленностью.
Большую роль в развитии нарушенных функций у детей с нарушением ОДА играет музыка. Она помогает приобщить ребенка к разным видам деятельности, формирует внимание, развивает музыкальные способности. Упражнения под музыку по программе «Облако» развивают моторную функцию, координацию, формируют правильную осанку, походку, подключают к различным видам деятельности всех детей.
Технология развития музыкально-ритмических движений по программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» оказывает не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие.
Ежегодно мы проводим в детском саду Конкурс физминуток, приуроченный ко Всемирному Дню Здоровья, Фестиваль подвижных игр (зимних и летних), а также участвуем в городском конкурсе агитбригад «За здоровый образ жизни», городском конкурсе по правилам дорожного движения «Зеленый огонек».
Родителей можно назвать первыми учителями ребенка, они несут ответственность за воспитание детей, и совместная работа детского сада и семьи позволяет вырастить настоящего гражданина своей страны. Привлекая родителей к посильному участию в жизни детского сада, я использую для этой цели разнообразные формы работы: традиционные – родительские собрания, Дни открытых дверей, беседы, консультации, анкетирование, информационно-стендовый материал; нетрадиционные – групповые мини-музеи, «Семейные коллекции», семейные газеты и книги, фотоальбомы и выставки-презентации, семейные клубы по интересам, участие в социально-экологических акциях и разнообразных конкурсах, вечерах и досугах, изготовление рекламных плакатов и визиток для мероприятий детского сада. С каждым годом все больше родителей принимают участие в мероприятиях детского сада и г.о. Тольятти, так как они заинтересованы в формировании здорового образа жизни у своих детей.
Результаты участия родителей в мероприятиях детского сада
Учебный год |
Показатель |
2011-2012 |
22 % |
2012-2013 |
37 % |
2013-2014 |
42 % |
Учитывая то, что детям с нарушением ОДА не рекомендуются длительные статические нагрузки, и ведущий вид деятельности дошкольника – игра, я применяю в своей работе подвижные игры с дидактической направленностью, которые являются эффективным средством закрепления знаний, умений и навыков в двигательной деятельности. Используя подвижные игры с дидактической направленностью, можно говорить об истинной интеграции: в данном виде деятельности можно решить задачи всех образовательных областей.
Большинство известных подвижных игр можно преобразовать в подвижную игру с дидактической направленностью: в авторской игре «Кошкин дом» решается ряд задач: развивать музыкально-ритмические движения, певческие навыки, зрительно-моторную координацию; способность ориентироваться на действия других участников игры; отражать в подвижной игре впечатление от литературных и музыкальных произведений; воспитывать чувство ответственности, умение слаженно действовать в команде; способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка.
Являясь членом творческой группы детского сада «Здоровый дошкольник», я участвовала в разработке пособия «Подвижные игры с дидактической направленностью». Совместно с инструктором по физкультуре я составила картотеку музыкального репертуара, в который входят как традиционные классические произведения, так и музыка современных композиторов для детей.
Совместно с воспитателями, с учетом коррекционно-развивающей работы, я пополняю методическую копилку музыкально-ритмических движений к танцам и подвижным играм. Родители вместе с детьми подготовили яркие костюмы и атрибуты для выступлений в Конкурсе физминуток. В результате целенаправленной и систематической работы выступления детей групп специализированной направленности с нарушением ОДА были самыми запоминающимися.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации, движения становятся ритмичными, четкими, упражнения приобретают яркость и выразительность.
Я обратила внимание на повышенную утомляемость детей в специализированных группах с нарушением ОДА. Поэтому при организации музыкально-художественной деятельности я стараюсь чередовать музыкальные занятия с речевыми и двигательными упражнениями под музыку по технологии двигательных упражнений под музыку М.Ю. Картушиной, предлагаю упражнения на расслабление, этюды психогимнастики, коррегирующие патологическое напряжение мышц по технологии М.И. Чистяковой ( составлено планирование по возрастам).
Результаты мониторинга музыкально-ритмических движений детей специализированных групп по детскому саду за 2013-2014 уч.год
Возраст детей |
Уровни освоения программы (%) |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Сентябрь 2013 |
Май 2014 |
Сентябрь 2013 |
Май 2014 |
Сентябрь 2013 |
Май 2014 |
|
Младшие группы |
0 |
15 |
68 |
64 |
32 |
21 |
Средние группы |
14 |
24 |
55 |
58 |
31 |
18 |
Старшие группы |
19 |
25 |
60 |
50 |
21 |
25 |
Подготовит.к школе группы |
31 |
38 |
59 |
57 |
10 |
5 |
Средний показатель |
16 |
26 |
61 |
57 |
23 |
17 |
Динамика |
+10% |
+4% |
-6% |
Я выстраиваю свою работу так, чтобы практические занятия были развивающими, интересными, с разнообразными нетрадиционными методами и приемами обучения. Я широко использую погружение детей в игры, песни, ритмопластические и гимнастические упражнения, в игру на музыкальных инструментах, в работу по разучиванию речевых упражнений, пальчиковых игр.
Я считаю, что в музыкальном воспитании детей с особыми возможностями здоровья действенным фактором является технология личностно-ориентированного обучения и воспитания (учет индивидуальных, гендерных особенностей детей, модальностей (способов восприятия информации). При индивидуальной работе я предлагаю детям различные задания, выясняю их возможности, желания, интересы, подбираю упражнения с учетом не только физических, но и психических особенностей детей. Что особенно важно в моей работе – это научить детей поверить в собственные силы, в свои возможности наряду со здоровыми детьми.
Я организовала работу вокального кружка «Веснушки» для детей специализированных групп с нарушением ОДА. Мною разработано планирование по развитию творческих способностей детей старшего возраста в вокальных импровизациях с учетом традиционных и нетрадиционных методов и приемов.
Благодаря целенаправленной и систематизированной работе по технологии развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова и «Пения для здоровья Н.И. Мыськовой, дети неоднократно занимали призовые места и стали лауреатами городского конкурса «Солнечный круг» для детей с особыми возможностями здоровья. Куденко Милана завоевала 2 место в городском фестивале-конкурсе «Как стать звездой» по вокалу. Театральный коллектив детского сада завоевал 1 место в городском театральном фестивале «Радуга надежд» с музыкально-литературной композицией «Моя Россия».
Современный этап развития общества неразрывно связан с интенсивным формированием «информационной культуры». Испытывая потребность в расширении возможностей применения информационно-коммуникационных технологий, я занялась самообучением по освоению данной технологии. В результате обучения с помощью ИКТ я успешно осуществляю следующие виды работы:
- быстрый поиск в Интернете и скачивание музыкальных произведений, распечатка раздаточного методического материала для занятий, семинаров, бланков диагностических методик;
- создание электронной музыкальной фонотеки, диагностического материала, сценариев праздников и развлечений, хранящихся на компьютере или цифровом носителе;
- совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по музыкальной тематике);
- с помощью программы EXCEL провожу обработку результатов мониторинговых исследований, подготовку отчетов. В своей музыкально – педагогической деятельности с помощью цифровой техники и программ Word и Publisher готовлю статьи и материалы на сайты.
Результатом освоения данной технологии создан и успешно применяется мультимедийный дидактический материал «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «Отгадай песенку по картинке и спой ее», «Песня, танец, марш». В детском саду имеется весь набор мультимедийного оборудования. Информационно-коммуникативные технологии применяются мною практически на каждом музыкальном занятии. В перспективе - создание на личном сайте странички для обмена опыта с коллегами.
Таким образом, мой практический опыт показывает, что хорошо продуманная и четко выстроенная технологизация всей деятельности педагога позволяет сделать образовательный процесс результативным и эффективным. Анализ проведенной диагностики выявил, что 87% детей к концу года имеют высокий и средний уровень развития музыкально-художественных способностей детей. Сравнивая данные диагностических исследований на начало и конец учебного года можно сказать, что прослеживается положительная динамика в усвоении материала в целом по программе: дети, первоначально имеющие низкий уровень развития к концу года показывают средний уровень. Существует тенденция роста уровня усвоения программы детьми со среднего на высокий уровень. Достижение хороших результатов произошло за счет использования материалов авторской программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», а также ежедневного проведения совместной и индивидуальной работы с детьми, закрепления и повторения пройденного материала в процессе ООД. Комплексно-тематическое планирование и интеграция образовательных областей также дали возможность сработать на положительный результат.
Обобщая опыт, можно с уверенностью сказать, что работа в выбранном направлении дает положительный результат в развитии интегративных качеств личности средствами музыкального искусства.