Программа социально-психологической адаптации студентов первого года обучения к условиям проживания в общежитии

Вараксина Елена Васильевна, преподаватель, ГАОУ СПО СО

«Нижнетагильский государственный профессиональный колледж  

имени Никиты Акинфиевича Демидова», г. Нижний Тагил


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема адаптации студентов-первокурсников  к условиям проживания в общежитии образовательного профессионального учреждения представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодого человека к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий актуализации социальных и биологических резервов молодого человека.

Общежитие учебного заведения - не только место проживания, но и новаясоциальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей ипротиворечий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям.

Начало студенческой жизни в общежитии - это период адаптации к новым социальным и психологическим условиям проживания.Первое время студенты переживают определенный кризис. Первокурсникам необходимо принять новую социальную роль, освоить требования товарищей и воспитателей, привыкнуть к новому коллективу, приобщиться к будущей профессии.  Сложный и не всегда простой процесс адаптации первокурсников к условиям проживания в общежитии колледжа не редко приводит  к появлению неуверенности, дискомфорта, растерянности, повышенной раздражительности у большинства студентов. Все это приводит к деформации (не всегда положительной)  в самооценки, самоуважения, а также к кризису идентичности, который проявляется  в смещении представлений особственном Я. 

Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить  более комфортный процесс психологической перестройки и социальной адаптации студентов к новым условиям проживания в общежитии колледжа.

2. ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ

Осуществление системных социально-психологических мероприятий, способствующих успешной адаптациистудентовпервого года обучения, к условиям новой социальной среды (студенческого общежития).

3.ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.Обеспечить благоприятными условиями студентов для их комфортного проживания.

2.Создать психолого-педагогические условия, способствующие самореализации личности во внеурочное время. 

3.Способствовать эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса, вовлеченных в жизнедеятельность студенческого общежития.

4.Разработать и реализовать на практике комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и снятия у студентов-первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного  с новой образовательно-воспитательной средой.

4.НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

-психологическая адаптация, связанна с перестройкой  установок личности и развитием личностных качеств и умений, способствующих повышению психологического комфорта.

-социальная адаптация предполагает формирования нового образа Я, как члена коллектива студенческого общежития. 

Направления деятельности и предполагаемые формы работы

Психологическая адаптация

Задачи

Механизм решения задач

Ответственные

1.    Реализовать индивидуальный подход к проживающим в общежитии

2.Применить эффективные формы и методы развития личностных качеств 3.Реализовать программу развития лидерских качеств у студентов, проживающих в общежитии, как условия эффективной адаптации в новых социальных условиях 4. Способствовать формированию ценностей здорового образа жизни    

1.Психодиагностика, анкеты, тесты беседы. 2.Поведение тренинговых занятий, деловых игр. 3. Индивидуальные беседы ссо студентами, и их родителями 4. Организация работы спортивных секций.           воспитатели общежития •         старший воспитатель •         классные руководители •         педагоги-психологи •          студенческий совет
Социальная адаптация
1.    Организовать и реализовать систему мониторинга социально-психологического климата в общежитии. 2.Способствовать формированию положительного психологического климата в коллективе обучающихся, проживающих в общежитии. 3. Способствовать активному вовлечению студентов в деятельность творческих коллективов,  кружков, клубов по интересам и пр. 4. Ознакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения, регламентирующими деятельность студенческого общежития. 5. Провести вводный инструктаж по ПВР, ТБ ПДД, ППБ. 6. Обеспечить соблюдение санитарно- гигиенических норм общежития, Правил внутреннего распорядка. 1.  Формирование состава  комнат проживающих, с учетом особенностей характера, интересов и склонностей. 2. Работа со студентами группы «риска» 3. Вовлечение в деятельность студенческого совета общежития 4. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь общежития. 5. Создание информационного пространства(студенческая газета, сайт,стенд) 6. Проведение родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями 7. Знакомство с «Положением о студенческом общежитии», договором найма жилого помещения. 8. Организация контроля   санитарного состояния  жилых  комнат. 9.  Осуществление ежедневного контроля  соблюдения « Правил внутреннего распорядка общежития». 10. Осуществление контроля    проведения генеральных уборок в здании общежития.          заместитель директора по УВР •         старший воспитатель •         воспитатели •         классные руководители •         педагоги-психологи •         педагоги дополнительного образования •         медицинский работник •         инженер по ТБ •         родители студенческий совет

5.СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в колледже, осуществляется в три этапа

Сроки реализации

Содержание деятельности

I этап: (сентябрь, октябрь)

· Изучить психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях организации жизнедеятельности студенческого общежития;

 · Создать условия для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе проживающих
· Оказать социально-психологическую поддержку студентам-первокурсникам  в период адаптации в условиях студенческого общежития

II этап: (ноябрь, апрель)

· Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым  условиям проживания и указать пути их решения;
· Определить способы устранения имеющихся противоречий;
· Внести коррективы в организацию воспитательного процесса в общежитии;

· Организовать работу со студентами по  формированию сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам; · Способствовать развитию студенческого самоуправления в общежитии;

· Способствовать улучшению условий быта проживающих;

III этап: (май, июнь)

· Профилактика девиантного и деликвентного  поведения за счет режимных требований и  постоянного контроля со стороны  коллектива сотрудников общежития и создание условий обучающимся  для успешного завершения учебного года.