Вараксина Елена Васильевна, преподаватель, ГАОУ СПО СО
«Нижнетагильский государственный профессиональный колледж
имени Никиты Акинфиевича Демидова», г. Нижний Тагил
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям проживания в общежитии образовательного профессионального учреждения представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодого человека к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий актуализации социальных и биологических резервов молодого человека.
Общежитие учебного заведения - не только место проживания, но и новаясоциальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей ипротиворечий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям.
Начало студенческой жизни в общежитии - это период адаптации к новым социальным и психологическим условиям проживания.Первое время студенты переживают определенный кризис. Первокурсникам необходимо принять новую социальную роль, освоить требования товарищей и воспитателей, привыкнуть к новому коллективу, приобщиться к будущей профессии. Сложный и не всегда простой процесс адаптации первокурсников к условиям проживания в общежитии колледжа не редко приводит к появлению неуверенности, дискомфорта, растерянности, повышенной раздражительности у большинства студентов. Все это приводит к деформации (не всегда положительной) в самооценки, самоуважения, а также к кризису идентичности, который проявляется в смещении представлений особственном Я.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить более комфортный процесс психологической перестройки и социальной адаптации студентов к новым условиям проживания в общежитии колледжа.
2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Осуществление системных социально-психологических мероприятий, способствующих успешной адаптациистудентовпервого года обучения, к условиям новой социальной среды (студенческого общежития).
3.ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.Обеспечить благоприятными условиями студентов для их комфортного проживания.
2.Создать психолого-педагогические условия, способствующие самореализации личности во внеурочное время.
3.Способствовать эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса, вовлеченных в жизнедеятельность студенческого общежития.
4.Разработать и реализовать на практике комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и снятия у студентов-первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
4.НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-психологическая адаптация, связанна с перестройкой установок личности и развитием личностных качеств и умений, способствующих повышению психологического комфорта.
-социальная адаптация предполагает формирования нового образа Я, как члена коллектива студенческого общежития.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы Психологическая адаптация |
||
Задачи |
Механизм решения задач |
Ответственные |
1. Реализовать индивидуальный подход к проживающим в общежитии 2.Применить эффективные формы и методы развития личностных качеств 3.Реализовать программу развития лидерских качеств у студентов, проживающих в общежитии, как условия эффективной адаптации в новых социальных условиях 4. Способствовать формированию ценностей здорового образа жизни |
1.Психодиагностика, анкеты, тесты беседы. 2.Поведение тренинговых занятий, деловых игр. 3. Индивидуальные беседы ссо студентами, и их родителями 4. Организация работы спортивных секций. | • воспитатели общежития • старший воспитатель • классные руководители • педагоги-психологи • студенческий совет |
Социальная адаптация | ||
1. Организовать и реализовать систему мониторинга социально-психологического климата в общежитии. 2.Способствовать формированию положительного психологического климата в коллективе обучающихся, проживающих в общежитии. 3. Способствовать активному вовлечению студентов в деятельность творческих коллективов, кружков, клубов по интересам и пр. 4. Ознакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения, регламентирующими деятельность студенческого общежития. 5. Провести вводный инструктаж по ПВР, ТБ ПДД, ППБ. 6. Обеспечить соблюдение санитарно- гигиенических норм общежития, Правил внутреннего распорядка. | 1. Формирование состава комнат проживающих, с учетом особенностей характера, интересов и склонностей. 2. Работа со студентами группы «риска» 3. Вовлечение в деятельность студенческого совета общежития 4. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь общежития. 5. Создание информационного пространства(студенческая газета, сайт,стенд) 6. Проведение родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями 7. Знакомство с «Положением о студенческом общежитии», договором найма жилого помещения. 8. Организация контроля санитарного состояния жилых комнат. 9. Осуществление ежедневного контроля соблюдения « Правил внутреннего распорядка общежития». 10. Осуществление контроля проведения генеральных уборок в здании общежития. | • заместитель директора по УВР • старший воспитатель • воспитатели • классные руководители • педагоги-психологи • педагоги дополнительного образования • медицинский работник • инженер по ТБ • родители студенческий совет |
5.СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в колледже, осуществляется в три этапа
Сроки реализации |
Содержание деятельности |
I этап: (сентябрь, октябрь) |
· Изучить психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях организации жизнедеятельности студенческого общежития; · Создать условия для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе проживающих |
II этап: (ноябрь, апрель) |
· Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым условиям проживания и указать пути их решения; · Организовать работу со студентами по формированию сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам; · Способствовать развитию студенческого самоуправления в общежитии; · Способствовать улучшению условий быта проживающих; |
III этап: (май, июнь) |
· Профилактика девиантного и деликвентного поведения за счет режимных требований и постоянного контроля со стороны коллектива сотрудников общежития и создание условий обучающимся для успешного завершения учебного года. |