Родительское собрание «Дети и телевидение»

Захарова Светлана Валерьевна, Морозова Марина Михайловна, Евсеева Татьяна Олеговна,

Чигина Ольга Алексеевна, ГБОУ СОШ №1 СП д\с "Сказка", пгт Суходол Самарская область

На сегодняшний день стоит отметить что  телевидение для современных детей стало другом, воспитателем и объектом "поклонения". Дети все меньше играют во дворах, родители все больше становятся занятыми своими делами. Одни словом, с телевизором все легко и просто: сиди, смотри и не о чем не думай. А между тем, за все эти блага дети платят своим здоровьем.

Цель: Обратить внимание родителей на проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Помочь родителям правильно выбрать методы и способы воспитания и разобраться в вопросах семейной педагогики.

Задачи:

  • Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором. 
  • Показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние дошкольника. 

Вступительная часть.

На собрании родители садятся за отдельные столы, стоящие полукругом, по 5-6 человек (число «размышлялок» соответствует числу столов). На каждом столе лежат «размышлялки» - карточки с написанным утверждением, вызывающим противоречивые точки зрения или требующие продолжения фразы:

1)часто ребенка невозможно  оторвать от телевизора, потому что…;

2)ребенку-дошкольнику положено смотреть телевизор не более … часов ежедневно;

3)телеэкран опасен для физического здоровья дошкольника тем, что …;

4)детям-дошкольникам лучше вообще не смотреть телевизор;     

Родители первого и второго столов читают вслух «размышлялки» №1 и №2 и высказывают свое мнение. Важно, что текст в карточке прочитали сами родители, а не педагог. Это позволяет снизить напряженность, быстрее включиться в работу и почувствовать себя равноправным участником. Слово предоставляется всем желающим. После чтения и обсуждения «размышлялки» №3 педагог-психолог переходит к информационному блоку. 

Информационный блок.                                             

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю (4 часа в день), что имеет отрицательные последствия для здоровья. 

Во-первых, ухудшается зрение, нарушается осанка, организм испытывает дефицит движений. 

Во-вторых, происходит изменения в психическом здоровье.

1.Отставание в развитие речи. С телевизором невозможно вести диалог. Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его конкретные практические действия, реальные впечатления, а главное – в общение со взрослыми.  

2.Ухудшение мышления, так называемой внутренней речи. Дети воспринимают готовую информацию, порой даже ненужную, вредную в их возрасте. 

3.Неспособность к самоуглублению, концентрации на коллективном занятии, отсутствие заинтересованности делом.

4.Страдает образное восприятие. Дети не могут представить образ чего-либо и сопоставить его с услышанным. 

5.Дети не могут занять себя, не умеют играть одни без взрослого, т.к. у них теряются нотки творчества и фантазии. Чаще всего такие дети действуют по шаблону, предложенным извне. 

6.Не умеют поддерживать диалог между собой. В игре присутствуют лишь отдельные слова и звуки (звук мотора машин, мяуканье, стрельба).

7.Все больше появляется  игр с элементами агрессии, убийств, жестокости. При чем дети считают эти действия  совершенно нормальными, потому что на экране телевизора это привычная картинка. 

Когда телевизор заменяет ребенку общение с близкими взрослыми, он оказывает мощное влияние на становление личности и психику. Полноценное развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном живом общении с взрослыми. 

  Следствием теле- и компьютерной зависимости может быть реакция ребенка от депрессии и легкого замешательства до приступов психомоторного возбуждения и ярости. Длительное сидение перед телевизором приводит к нервно-соматическим нарушениям, истощению нервной системы, раздражительности, нарушению сна, обидчивости, блокирует не только речь, но и спонтанные творческие игры, что нарушает формирование функций головного мозга.

У современных детей налицо сенсорное голодание. Психологи определяют диагноз «сенсорная депривация». Такие дети неадекватно воспринимают окружающий мир. Они  много знают о динозаврах, космосе, долларах, но не знают назначения элементарных бытовых приборах, названий растений, путают названия птиц и животных.  Выпадает целое звено в развитии ребенка.

Сейчас почти пропал возраст «почемучек». Дети не задают вопросов, так как не получают на них ответов. Ведь чтобы дать ребенку ответ, нужно подумать, а у взрослых нет на это времени. Они с удовольствием перепоручать эту функцию телевизору.

1.Решение практической задачи.

Слово предоставляется родителям за четвертым столом. Они читают «размышлялку» №4 и высказывают свое мнение. Как правило, это уже вполне обоснованные рассуждения о плюсах и минусах телеэкрана.

  Педагог-психолог предлагает родителям задание. На все столы выкладываются 10 карточек. Каждой группе предлагается разложить эти карточки в два столбика: в одном с положительным влиянием телевизора, в другом – отрицательным.

После выполнения задания результаты сравниваются, обсуждаются, приходят к общему выводу. Педагог-психолог конкретизирует и корректирует мнения. 

Карточки.    

Определить круг передач для просмотра ребенком

Определить круг передач для просмотра родителями

Обсуждать с ребенком просмотренные передачи, в том числе и мультфильмы.

Определить круг передач для семейного просмотра

Детям полезен просмотр вместе с родителями

Запретить ребенку смотреть телевизор

Позволять ребенку смотреть все подряд, т.к это повышает интеллект

Мультфильмы-страшилки не влияют на формирование психики ребенка, а только  расширяют кругозор.

Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы  эффективнее с помощью телевидения, чем чтение.

Телевидение – хороший воспитатель нравственных качеств ребенка

2.Экспериментальная работа. 

Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка бесспорно.

Как просмотр ТВ передач влияет на психологическое здоровье  ребенка?

Какие эмоциональные переживания возникают у ребенка во время просмотра ТВ программ? На эти вопросы мы попытались ответить в ходе проведения эксперимента.

В исследовании приняли участие дети 5-6 лет (старшая группа) в количестве 21 человек, у которых по цветовому тесту М. Люшера выявилось преобладающее настроение до и после 10 минутного просмотра  ТВ продукции. Первой  группе детей предложили посмотреть «добрый» мультфильм   « Каникулы в Простоквашино».

Вторая группа участников эксперимента смотрела «злой» мультфильм «Люди ИКС» 

Как показали результаты исследования, в первой группе испытуемых увеличилось количество детей с преобладанием положительных эмоций на 15 % (с 28% до 43%).

Во второй группе- количество детей с преобладанием положительных эмоций снизилось на 14%.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что просмотр «доброй ТВ продукции вызывает у детей радостные, положительные эмоции.

Просмотр «злых» телевизионных программ- стимулирует напряжение, беспокойство, тревожность.

Подведение итогов собрания. 

Помните, уважаемые родители о том, что именно вы должны и обязаны следить за тем что смотрит ваш ребенок, сколько по времени и как воспринимает увиденное. Именно от вас зависит здоровье вашего ребенка.

Литература:

1. Дошкольное воспитание № 2, 2007.

2. Зверева О. Л. Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ, Москва 2008.

3. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании М., 2000.