Программа деятельности (фрагмент) классного руководителя "Путь к себе"

Сорокина Анна Павловна, МОУ «СОШ №7», г. Магнитогорск


 

 


В период кризисного развития современного общества, когда духовно-нравственная культура проявляет тенденцию к падению, воспитание духовности подрастающего поколения значительно усложняется. В настоящее время проблема духовно-нравственной культуры выдвинулась на первый план в силу несоответствия между материальными ценностями, созданными цивилизацией, и духовными ценностями человечества. Одним из эффективных путей решения данной проблемы является образовательный процесс, который в  данном случае проходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем. Содержание деятельности диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития ребенка. Результатом этого становится жизнетворчество, при этом проявляющееся в творческой деятельности, закладывая основы духовной культуры.

Актуальность программы обусловлена тем, что длительный процесс модернизации российской школы затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменило отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации  понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия  педагогов, родителей и учащихся.

 Благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны. Разработана законодательная база развития образования в стране, а также федеральные и региональные программы и проекты по воспитанию детей и молодежи.

Основанием для разработки программы деятельности классного руководителя являются следующие нормативно-правовые документы:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года;

- Стратегия государственной национальной политики Российской федерации на период до 2015 года;

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Минобразования науки РФ от 21.08.2013 г. № 01/6377 о разработке Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» от 03.02.2006 г. №21;

- Письмо Минобразования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях»;

- Письмо МОиН Челябинской области от 14.03.2006 г. № 04-1140 «Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях»;

- Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» города Магнитогорска (МОУ «СОШ №7» города Магнитогорска) от 12.08.2012 г.;

- Положение о классном руководителе МОУ «СОШ №7» города Магнитогорска.

Необходимость разработки и реализации программы деятельности «Путь к себе» обусловлена реальной ситуацией, сложившейся в современной детской и подростковой среде, низким уровнем этического, духовно-нравственного развития приводит к возникновению межэтнической напряжённости, агрессивности, травли сверстников и другим асоциальным явлениям (алкоголизм, наркотики и т.д.) свидетельствует о необходимости усиления участия всех общественных институтов  в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и ценностных ориентаций.

В программе «Путь к себе» понятие «путь» является  категорий  философии, истолковав «путь человека», как нравственное поведение, основанное на нормах морали или социальный порядок.

Методологической основой разработки программы деятельности являются: 

- общая теория  развития личности (В.И.Андреев, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.)

- общенаучные теории культуры и духовного развития личности (Л.П.Буева, Н.П.Пищулин и др.);

- теория гуманизации отношений и ценностных ориентаций  (Ш.А.Амонашвили, А.А.Бодалев, А.В. Кирьякова, В.А.Караковский, Н.Е.Щуркова).

Ведущая педагогическая идея программы опирается на социокультурологический  подход воспитания, разработанный Н.Е.Щурковой, которая рассматривает воспитание как «питание человека всеми достижениями человеческой культуры». Духовные и материальные ценности, по ее мнению,  следует передавать детям, но не прямым путем. Ценности «присваиваются» в ходе духовных усилий самой личности. Значит, воспитание – это постоянное восхождение к культуре и воссоздание культуры. Цель воспитания – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, не уничтожая в нем  свободы проявления собственного «Я», черт индивидуальности. Человечность, духовность и нравственность рождаются и развиваются там, где имеет место единство двух отношений: «человек-человек» и «люди- жизненная задача». Мир для ребёнка представлен в решении усложняющихся жизненных задач путём реализации трёх базовых человеческих потребностей:

- потребность в поиске смысла жизни начинается с вопросов: Кто Я? Откуда Я? В чем смысл моего существования на земле?;

- потребность в другом человеке помогает ребенку посмотреть на себя со стороны, узнать себя лучше через другого человека, выстроить нормы отношений к миру, к природе, к обществу;

- потребность в самоутверждении предполагает строить процесс образования так, чтобы в каждой ситуации ребенок ощущал себя человеком и проявлял чувство чести и собственного достоинства.

Таким образом, программа воспитания – это своеобразный алгоритм педагогического мышления: норма – человек – «я» – общество – жизнь достойная человека. В результате появляется возможность избежать заземленности, серой повседневности, бездуховности.

Программа деятельности классного руководителя «Путь к себе» рассчитана на детей от 11 до 15 лет. Срок ее реализации - 5 лет. 

Цель программы: создание условий для развития духовно-нравственной культуры  обучающихся в процессе  жизненного становления, самоопределения и самореализации личности.

Задачи программы:

1. активизация познавательной деятельности  обучающихся по приобщению их к духовному опыту человечества (ориентация на идеал, персоналии, на которые ориентируется ребенок в процессе обучения);

2. развитие у обучающихся духовно-ориентированного общения и отношений в условиях общеобразовательного учреждения (способность ребенка построить отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром);

3. формирование у  обучающихся  комплексного мировоззрения опирающегося на представления о ценностных  ориентациях: об основных понятиях этики (добро и зло истина и ложь, смысл и ценность жизни) культура отношения к своему здоровью,  активной жизненной позиции; 

4.формирование компетенций, связанных с выбором будущей профессиональной подготовки и деятельности с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

5. воспитание у  обучающихся уважительное отношение к традициям, истории и культуре своего и других народов России, служению Отечеству, к своей «малой родине», к семье.

Основными разделами программы являются общекультурная подготовка и воспитательная работа  по воспитанию, развитию и коррекции личности подростков среднего и старшего возраста.

Предполагаемые результаты реализации программы включают в себя отслеживание  уровня сформированности у обучающихся следующих компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. 

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Программа воспитательной работы основана на 5 основных «ветвях», влияющих на развитие личности ребенка. В программе классного руководителя исходя из особенностей классного коллектива и возможностей наблюдения за развитием личностных качеств школьников, их устремлений  заложены направления,  ориентированные на нравственность, патриотизм, семью, общение и досуг.  Все направления программы  реализуются на протяжении пяти лет, но существует ряд особенностей организации деятельности для учащихся 5-6 классов и 7-9 классов. Следовательно, реализация направления осуществляется в два этапа.

I этап «Азбука духовно-нравственной культуры» для обучающихся 5-7 классов: 

Особенностями организации деятельности в этот период является демонстрация примеров  и образцов поведения (личный пример педагога). Закладываются основные понятия, используемые в Программе, происходит знакомство с образовательными пространствами Программы, погружение в тематику Программы. Классный руководитель выступает как источник основной и дополнительной информации. В данный период классный руководитель  изучает интересы и потребности подростков.

Здесь происходит активное включение ребят в различные виды деятельности, со сменой ролей и позиций. На протяжении реализации первого этапа постоянно осуществляется мотивация на все виды деятельности и стимулирование учащихся.

Психологические и возрастные  особенности обучающихся 11-13 лет

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости», в этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

 II этап «Мастерская духовно-нравственной культуры» для обучающихся 8-9 классов: 

Основная задача на данный этап - это демонстрация и осмысление учащимися полученного опыта в течение первого этапа. Здесь создаются  ситуации проявления осознанной активности подростков во всех предлагаемых видах деятельности. Учащиеся самостоятельно планируют и реализуют собственную деятельность с последующим анализом.

Психологические особенности обучающихся 13-15 лет включает в себя:

  • формирование личностной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности, единства, открытие собственного «Я»;
  • главным видом психологической деятельности становится рефлексия, самосознание;
  • привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях; 
  • самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее, возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем;
  • пора становления мировоззрения; 
  • достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость;
  • учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию, приобретение знаний связывается с планами на будущее. 
  • очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности;
  • улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.
  • чрезвычайно значимо общение со сверстниками, но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным;
  • порой одержимы стремлением найти свое второе «Я»;
  • меняются взаимоотношения с взрослыми, если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.