Формирование морально-нравственных качеств студента в рамках внеаудиторной работы

Лопанова Ирина Михайловна,

Николаева Алла Николаевна,

Шабельский Анатолий Васильевич,

ГБОУ СПО ВО «Владимирский базовый медицинский колледж», г.Владимир

Обеспечение высокого качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования является одной из самых актуальных научно-теоретических и практических проблем. Особое внимание необходимо уделять морально-нравственному развитию личности студента в процессе обучения. Под морально-нравственным развитием мы пониманием  осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, обществу, государству, миру в целом. В рамках реализации ФГОС нового поколения морально-нравственное развитие возможно обеспечить через формирование общих компетенций. Особое значение здесь приобретает внеаудиторная работа.

Общие компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Они основываются на свойствах человека и проявляются в определённых способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. 

Они представлены в виде инвариантной части требований к качеству подготовки выпускников, несут в себе личностный и поведенческий аспекты и имеют следующие направления: 

  • формирование базовых (полипрофессиональных), общекультурных (ключевых) и профессиональных (монопрофессиональных) компетентностей;
  • духовное и нравственное развитие личности выпускника среднего профессионального учебного заведения;
  • формирование активной жизненной, гражданской и профессиональной позиции;
  • формирование коммуникативной и информационной культуры [1].

Актуальность и перспективность проблемы. В современном обществе возникла проблема некорректного поведения медицинского персонала по отношению к пациентам. Всё чаще поднимаются вопросы несоблюдения этических норм в профессиональной деятельности медицинских работников. В связи с этим необходимо особо уделять внимание воспитанию морально-нравственных качеств у студентов в процессе обучения в ССУЗе.

Поэтому, проблемы формирования морально-нравственных качеств личности студентов является  актуальной в настоящее время.

Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций студента.

Предмет исследования: ценностные ориентации в формировании интереса к профессии.

Гипотеза: при формировании морально-нравственных качеств у студентов появляется понимание социальной значимости профессии.

Цель работы: изучить особенности ценностных ориентаций студентов и выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленностью студента. 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

  • выявить ценностные ориентации личности студентов; 
  • проследить у студентов взаимосвязь между ценностными ориентациями, особенностями личности и профессиональной направленностью студентов;
  • составить рекомендации по формированиюобщих компетенций в рамках внеаудиторной работы.

Исследование проводилось на базе ГБОУСПОВО «Владимирский базовый медицинский колледж». В исследовании приняли участие 128 студентов второго курса по всем направлениям обучения.

Теоретической базой работы являются основополагающие исследования по изучению ценностных ориентаций (Д.М. Рокич, А.Г. Асмолов, Ф., Д.А. Леонтьев), динамики ценностных ориентаций (Д. Б. Эльконин, В. В. Собольников, Л. И. Анцыферова), проблем духовных ценностей (А.С.Панарин, И.Н.Ионов, Т.Гоббс). 

Методологическая база исследования, включает в себя:

1.Теоретические методы.Анализ литературных источников по проблемам ценностных ориентаций, в том числе работ Д. А. Леонтьева, Л. М. Смирнова, О. А. Тихомандрицкой и Е. М. Дубовской, И. Г. Сенина, В. Г. Морогина, анализ состава, структуры и формы существования ценностей, анализ динамики ценностных ориентаций и их роли в профессиональной деятельности современных руководителей.

2. Практические методы.Для исследования индивидуальной иерархии ценностных ориентации была использована методика М. Рокича, модифицированная Д. А. Леонтьевым. Поскольку в центре отдельных компонентов системы ценностных ориентации находятся, прежде всего, те или иные терминальные ценности, в качестве основания для группировки испытуемых использовались выставленные ими ранги значимости 18 терминальных ценностей (т. е. ценностей-целей) теста М. Рокича. Система личностных смыслов исследовалась с использованием теста смысложизненных ориентации (СЖО), созданного Д. А. Леонтьевым на основе теста Дж. Крамбо и Л. Махолика.

Практическая и теоретическая значимость. Практическая ценность проведенного нами исследования заключается в том, что показали действенность целенаправленной воспитательной, профориентационной и духовно-нравственной работы направленной на формирование и изменение ценностных ориентаций студентов. Материалы и результаты исследования могут способствовать лучшему пониманию процесса формирования ОК в рамках внеаудиторной работы студентов и оптимизировать процесс обучения по всем специальностям колледжа.

Организация работы. В рамках заданной тематики, работа проводилась в несколько этапов:

На первом этапе (сентябрь – октябрь 2013 – 2014 уч.г.) было проведенокомплексное индивидуально-психологическое исследование студентов с использованием следующих методик: методика «Ценностных ориентаций» Рокича; методика «Смысложизненных ориентаций». В исследовании приняли участие 128 человек, обучающихся на II курсе по всем специальностям колледжа.

На втором этапе (ноябрь – апрель 2013-2014 уч.г.) проведены мероприятия по формированию морально-нравственных качеств личности студентов. Данные мероприятия проводились в рамках кружка по дисциплине «Этика и деонтология» и внеаудиторной работы кураторов 11 и 17 групп. Всего в данных мероприятиях участвовало 47 человек. 

На третьем этапе (май 2013-2014уч.г.) проведено повторное комплексное индивидуально-психологическое исследование студентов с использованием тех же методик. 

В рамках исследования на первом этапе работы были получены следующие результаты:

1.В системе терминальных ценностей испытуемых (см. Таблицу 1) наиболее высокий ранг значимости занимают здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, активная деятельная жизнь. Такие ценности, как красота природы и искусства, счастье других, творчество, развлечения, познание, общественное признание занимают в иерархии ценностей последние места. 

В нижней части иерархии, исследуемой нами группы расположились пассивные ценности (красота природы и искусства, познание), ценности межличностного отношения (счастье других), абстрактные ценности (творчество, познание), индивидуальные ценности (развлечения). 

Таблица 1. Групповая иерархия терминальных ценностей испытуемых

Ценности

Средний ранг

Групповой ранг

1. Здоровье

3,96

1

2. Любовь

5,44

2

3. Материально обеспеченная жизнь

5,94

3

4. Уверенность в себе

6,92

4

5. Счастливая семейная жизнь

7,28

5

6. Активная деятельная жизнь

7,33

6

7. Наличие хороших и верных друзей

7,66

7

8. Интересная работа

8,08

8

9. Свобода

9,06

9

10. Жизненная мудрость

9,6

10

11. Развитие

9,69

11

12. Продуктивная жизнь

10,47

12

13. Общественное признание

10,83

13

14. Познание

10,87

14

15. Развлечения

13,50

15

16. Творчество

14,33

16

17. Счастье других

14,72

17

18. Красота природы и искусства

14,84

18

Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей принадлежат следующим ценностям: эффективность в делах, смелость в отстаивании своего мнения, высокие запросы (см. Таблицу 2). Низкий ранг значимости присущ таким ценностям, как, образованность, воспитанность, ответственность, жизнерадостность, независимость, честность 

Таблица 2. Групповая иерархия инструментальных ценностей испытуемых

Ценности

Средний ранг

Групповой ранг

1. Эффективность в делах

5,58

1

2.Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

5,79

2

3. Рационализм

6,09

3

4. Высокие запросы

7,06

4

5. Независимость

8,2

5

6. Честность

8,56

6

7. Самоконтроль

8,69

7

8. Твердая воля

9

8

9. Аккуратность и чистоплотность

9,22

9

10. Ответственность

9,63

10

11. Терпимость

9,72

11

12. Широта взглядов

9,73

12

13. Образованность

10,01

13

14. Исполнительность

10,28

14

15. Воспитанность

10,96

15

16. Чуткость

11,46

16

17. Жизнерадостность

14,36

17

18. Непримиримость к недостаткам в себе и других

16,36

18

Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей образуют четыре блока ценностей: этические ценности (воспитанность, жизнерадостность), ценности профессионального самоопределения (ответственность), индивидуальные ценности (независимость), интеллектуальные ценности (образованность). 

На данном этапе исследования блок этических ценностей и ценности профессионального самоопределения пользуются наименьшей значимостью. Наиболее значимыми инструментальными ценностями, на уровне индивидуальных приоритетов являютсяэффективность в делах, смелость в отстаивании своего мнения, высокие запросы.

2.Результаты, полученные по методике СЖО, представлены в Таблице 3. Испытуемые характеризуются достаточно низкими (ниже среднего) показателями общей осмысленности жизни (ОЖ). По субшкале «Цели в жизни» также были получены низкие показатели. Достаточно высокий показатель по субшкале «Процесс жизни» позволяет говорить об эмоциональной насыщенности и наполненности смыслом нынешней жизни. По субшкале «Результативность жизни», т.е. удовлетворенность самореализацией, зафиксированы средние. 

Таблица 3. Показатели по результатам исследования смысложизненных ориентаций группы студентов

Шкалы СЖО

Среднее значение

Сырые баллы

Стенайны

Общая осмысленность жизни

91

6,12

Цель  в жизни

18,95

4,18

Процесс

32,10

5,88

Результат

26,44

5,50

ЛК-Я

27,83

6,19

ЛК-Ж

32,60

6,05

По итогам исследования на первом этапе работы были сделаны выводы:

1.Для развития профессиональной направленности необходимо обращать внимание на формирование таких терминальных ценностей, как ценность межличностного отношения и пассивных ценностей, например  познание.

2.При формировании инструментальных ценностей стоит обратить внимание на этические ценности и ценности профессионального самоопределния.

3.Анализ показателей по тесту СЖО определил низкий уровень общей осмысленности жизни (ОЖ), что говорит о неудовлетворённости жизнью в целом. Низкие показатели по субшкале «Цели в жизни» показывают отсутствие целей в будущем, а именно они придают жизни осмысленность, направленность, перспективу. При работе в течение учебного года стоит обратить на эти показатели внимание, и сформировать механизм целеполагания. 

Второй этап работы.Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. 

Морально-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей и кураторов групп, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины.

В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. 

Формирование и развитие морально-нравственного потенциала студентов реализовывалось в следующих направлениях:

1. Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. Сознание студентов, впитывает идеалы и веяния массовой культуры, зачастую не определяя ее моральных границ. Усвоенные таким образом нормы становятся основой будущей личности и влияют на формирование мировоззрения и жизненной позиции. Поэтому очень важно дать молодым людям, получающим среднее профессиональное образование, верные, проверенные временем и поколениями принципы, способствующие духовному и нравственному развитию. 

2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного и психологического комфорта.

3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами, МДК, профессиональными модулями.

4.  Через приобщение студентов к выбранной профессии путем их трудоустройства.

5. Через погружение в духовно-нравственную среду, как методический прием для расширения спектра развития общих компетенций у студентов колледжа.

 На третьем этапе (май) было проведено комплексное индивидуально психологическое исследование студентов с использованием тех же методик. По результатам полученных данных можно сделать следующие выводы:

1.Изменился морально-нравственный профиль личности студентов, участвовавших в различного рода мероприятиях. По методике Рокича на одно из первых мест поднялась ценность межличностных отношений, что безусловно важно для формирования профессиональной позиции студента

2.Произошли изменения и в инструментальных ценностях, на первые места вышли этические ценности и ценности профессионального самоопределения;

3.По  тесту СЖО определенывысокие показатели по субшкале «Цели в жизни», что характеризуетсяналичием цели в будущем, и это придаёт жизни осмысленность, направленность, перспективу. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рекомендации по организации внеаудиторной работы, для формирования морально-нравственных качеств студентов:

1.Организовать семинар для классных руководителей на тему «Формирование коммуникативной компетентности кураторов групп сквозь призму внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС». 

2.Организовать семинар для классных руководителей по проблеме совершенствования межличностных и межгрупповых отношений на тему «Особенности педагогического самоанализа в реализации внеурочной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода в воспитании студентов медиков» 

3.Представить опыт работы по реализации программ воспитания и социализации обучающихся по эстетическому, патриотическому, экологическому и нравственному направлениям. 

4.Провести открытые тематические классные часы.

5.Сформировать пакет диагностических методик для мониторинга основных показателей процессов духовно-нравственного воспитания обучающихся

Выводы по результатам проведённой работы:

1. Выявлены некоторые нарушения при развитии морально-нравственных качеств студентов. 

2.Определены направления формирования морально-нравственных качеств студентов в рамках внеаудиторной работы.

3.Достигнуты результаты по итогам проведённых мероприятий, изменился морально-нравственный профиль студентов.

4.Представлены рекомендации по организации