Из опыта преподавания отечественной истории

Аристархов Александр Степанович,

преподаватель истории, 

ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

 

 Родину надо любить.

                                                                                                                            В.В. Путин

Проработав рядовым преподавателем истории тридцать восемь лет, мне много пришлось повидать на своём веку. В Советском Союзе школьный курс истории являлся главным идеологическим предметом: на изучение истории выделялось достаточное количество часов, в десятом классе сдавался выпускной государственный экзамен. Большую часть времени выделяли на изучение истории отечества.

После распада  СССР положение изменилось коренным образом. Идеология была запрещена. Появилось множество учебников по курсу «История». Разные авторы по-разному  описывали и оценивали одни и те же исторические события. Это выдавалось за плюрализм мнений, за право на  свободу мысли. Происходила грандиозная манипуляция сознанием миллионов людей. Слово «патриот» стало ругательным. Слово «родина» убрали из букваря. Слово «Россия» старались не произносить, его заменяли такими оборотами как эта страна, в этой стране.

В 2002 году президент России произнес очень важные слова: «Родину надо любить». Думаю, что главная цель преподавателя  истории должна заключаться в том, чтобы содействовать превращению гражданина в патриота. Какие проблемы и трудности возникают в решении этой задачи? Во-первых, сокращение часов на изучение истории отечества. Во - вторых, не выработана общая оценка важнейших моментов в истории России, особенно в истории XX века. В-третьих, нет «хорошего» учебника по истории России. Как в этих условиях учитель истории может выполнить свою миссию?

1. В СПО большая часть учебного материала отводится на изучение всемирной истории, а не истории России. Так, в учебнике В.В. Артемова и Ю.Н. Лубченкова, на изучение отечественной истории отводится 48 параграфов, а на изучение всеобщей истории - 60. Конечно, всеобщую историю изучать надо, но не в ущерб истории отечества. Возможно, что молодые люди в свои шестнадцать лет получают последнюю возможность познакомиться с историей своей страны в системе. Узнать больше и глубже историю своей родины - это значит полюбить её, стать не просто гражданином, а гражданином-патриотом.         

Необходимо организовать самостоятельную работу студентов. На сайте учебной группы преподаватель выставляет необходимый для самостоятельной работы материал. Например: страницы русской воинской славы - начиная от Невской битвы и заканчивая штурмом Берлина. К каждой битве составляются соответствующие вопросы и задания. Студенты в выставленных материалах находят ответы на вопросы и фиксируют их, составляя портфолио. Задания  могут включать в себя составление вопросов и поиск ответов на материале документального фильма, по каким- либо историческим сюжетам. Особенно это применимо по курсу истории  XX века. Полезна зарисовка исторических карт важнейших сражений. Одно важное замечание - портфолио должен быть рукописным, а не печатным. Студент своей рукой должен записать важнейшие события отечественной истории. При организации самостоятельной работы, студент должен иметь достаточно времени и знать, что работая над составлением портфолио сегодня, он гарантирует себе хорошую итоговую оценку завтра. 

2.  Не выработана общая оценка важнейших моментов в истории России, особенно в истории XX века. Как быть учителю? Всем ясно, что об одном и том же событии можно рассказать по-разному, всё зависит от того в каком ключе будет идти рассказ. Об истории отечества нужно рассказывать молодому поколению в положительном ключе. Хватит чернить свою историю в угоду «демократам», как западным, так и отечественным. Да, в истории нашей страны были трагические страницы, а в какой стране их не было? Любимой пословицей Петра Великого была такая: «Горя бояться, счастья не видать!». Много страданий выпало на долю нашего народа, но ведь страданиями душа очищается. «В страданиях счастье свое найдешь»- говорил старец Зосима Алеше Карамазову. К оценкам западных специалистов истории нашей страны мы должны относиться с большой осторожностью. Учитель сам должен твердо знать, что Запад - это особая цивилизация, построенная на определенных принципах. Россия есть тоже особая цивилизация, которая сильно отличается от Запада. Между этими цивилизациями столетиями идет борьба. Как сказал один из славянофилов: «У западного человека нет того органа, которым бы он смог понять русского человека». Советую всем учителям истории ознакомиться с работами, которые помогут прояснить этот вопрос для каждого: 

1. Н.О. Лосский «Характер русского народа»; 

2. А. Зиновьев «Запад». Политические события последних месяцев 2014 г. ярко демонстрируют и борьбу цивилизаций и неспособность Запада понять Россию. Если попытаться найти образный пример по вопросу о трагических страницах истории России XX века и нашего к ним отношения, то следующий образ, мне кажется, может подойти. Дети любят своих родителей, хотя те, как и все люди, являются грешными и страстными. Дети прощают своих родителей и правильно делают. Правительство Росси ввело праздник - День согласия и примирения. Не возможно примирение без прощения. У нас же в трактовках истории России бушуют страсти и страсти нешуточные, о прощении и речи нет. Всё это крайне опасно и яркий тому пример современная Украина. Написали не те учебники истории и сегодня голову подняли политические радикалы разных мастей. Новое поколение усвоило то, то ему поведал школьный учитель: главный враг - москаль.  3. Вопрос об учебнике истории - важнейший вопрос. Каким  он должен быть этот хороший учебник? Один ориентир дан - в хорошем учебнике история отечества должна рассматриваться в положительном ключе. Хороший учебник истории нельзя написать без учета одного важного обстоятельства, на которое престали обращать внимание уже историки XIX века,  а именно: «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность…» (Н.О. Лосский) Понять и написать историю народа без учета главной черты его характера, возможно ли такое? Думаю, что невозможно. Законодательно у нас церковь отделена от государства, а школа от церкви. Однако, никакими законами нельзя отменить черту народного характера. Историки, которые возьмутся за написание учебника, должны постоянно помнить и учитывать то, что они пишут историю народа православного. Один из святителей сказал так: «Ты настолько русский, насколько ты православный». Авторы нового учебника должны посмотреть на нашу историю глазами православного русского человека. Иначе мы получим очередной 125 учебник, средство прибыли для издательства и  его авторов.  

    Литература. 

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. — М., 2012., 447с.

2. Лосский Н.О. Характер русского народа. Репринтное воспроизведение издания 1957 года. Посев 1957. Книга первая (63с.), книга вторая(91с.).

3. Зиновьев А.А. Запад. М. 2000., 508с.